Викторины о животных

Интересная викторина о животных для детей

Викторина для школьников с ответами по теме Животные

1. Какое крупное травоядное животное днем спит, а ночью, не боясь хищников, питается? Желудок у него — полтора метра в длину и семьдесят пять сантиметров в ширину, кожа толстая, и еще оно «вооружено и очень опасно». О каком животном идет речь? (О носороге)

2. Какой зверь летом живет в воде, а зимой — в земле? (Водяная крыса)

3. У какого зверя лапы вывернуты ладошками наружу? (У крота. Его лапы приспособлены для того, чтобы рыть землю)

4. Какого маленького зверька не ест ни лиса, ни хорь? (Землеройку, потому что для тонкого обоняния хищных зверей невыносим запах мускуса, исходящий от землеройки )

5. След какого хищного зверя похож на человеческий? (Медведя)

6. За каких животных поднял тост покоритель Южного полюса Руаль Амундсен? (За собак. Именно с их помощью он добрался до цели своего путешествия)

7. У какого животного есть любимые мозоли на ногах и во рту? (Это верблюд. Плотные мозоли на ногах нужны, чтобы ходить по раскаленным пескам, а во рту — чтобы пережевывать колючки и не раниться )

8. У этого животного нет зубов. Оно разрывает гнезда своей добычи лапами, потом достает муравьев или термитов языком длиной до шестидесяти сантиметров, после чего перетирает насекомых своим мускулистым желудком. Что это за удивительно животное? (Муравьед)

9. Какое животное имеет язык черного цвета длиной сорок пять сантиметров, огромное сердце, чтобы оно подавало кровь на большую высоту в голову, и очень развитую верхнюю губу, чтобы обрывать самые нежные листья растений? (Жираф)

10. Это животное живет в кромешной темноте. Охотится на червей и насекомых. Обнаружив таких червей больше, чем может съесть, он укусом обезвреживает их, но оставляет живыми. Хранит свои запасы в подземной кладовой. А еще он за день способен съесть столько, сколько весит сам. Кто это? (Крот)

11. Эти животные охотятся по ночам при помощи слуха и обоняния, не полагаясь на зрение. Нападают они стаями до тридцати особей на крупных животных. Могут сообща даже отбить добычу у львов. За несколько минут даже от крупной антилопы не останется и следа. Челюсти их настолько сильны, что способны перекусить берцовую кость буйвола. Что же это за животные? (Гиены)

12. Мореходы нередко видят, как дельфины спасают тонущих пловцов, выталкивая их на поверхность. Чем объясняется такое благородство? (Дельфины дышат воздухом. Родившегося в воде детеныша мать-дельфиниха толкает носом на поверхность, чтобы малыш сделал первый вдох. Кроме того, стая подталкивает больного собрата к воздуху. Такой материнский и братский инстинкт заставляет дельфинов спасать утопающих)

13. Кто из животных играл в крыловском «Квартете» ив ансамбле музыкантов из города Бремена? (Осел)

14. Когда европейцы привезли это животное на Таити, островитяне, до этого не видевшие его, дали ему название «свинья с зубами на голове». А как называем это животное мы? (Корова)

15. День какого животного американцы ежегодно отмечают второго февраля? (День сурка. Он покидает норку после долгой зимней спячки, а значит, наступила весна)

16. Каких животных арабы считали проклятыми Аллахом, а индусы строили в их честь храмы? (Обезьяны)

17. Какой зверек, как полагают австралийцы, никогда не пьет? (Коала)

18. Какое животное сулит англичанину и французу удачу, а русскому встретиться с ним — не дай бог? (Черный кот)

19. Если кошка настроена агрессивно, она выгибает спину, прижимает уши, нервно движет хвостом. Если агрессивно настроена собака, она скалит зубы, ощетинивается и рычит. А какое животное в данной ситуации скалит зубы, прижимает уши и пытается повернуться задом? (Лошадь)

20. Назовите самого крупного зверя, который строит гнезда. (Африканская горилла. Самец достигает 1,7- 1,8 метров в высоту и весит 136—227 килограммов. Ежедневно они строят новые наземные округлые гнезда диаметром 1 метр)

21. Какой зверь может распахнуть пасть на 180 градусов? (Африканский бегемот)

22. Назовите двух приматов, которые могут поворачивать голову на 180 градусов. (Филиппинский долгопят и галаго)

23. Какое животное строит из ила, камней и деревьев самые высокие сооружения? (Бобер. Самая высокая хатка бобров была 4,8 метра, а самая длинная плотина тянулась на полтора километра)

24. У какого млекопитающего самый частый пульс? (У землеройки сердце бьется со скоростью 1 200 ударов в минуту)

25. Какое животное в разных языках имеет самое большое количество разнообразных названий? (Пума. Только в английском языке у нее более сорока названий, в том числе: кугуар, горный лев, красный тигр и флоридская пантера)

26. Какое животное продержало скорость пятьдесят шесть километров в час на дистанции шесть километров? (Антилопа вилорог. Обитает на западе США, юго- западе Канады и в Мексике)

27. У какого травоядного животного есть постоянно растущие клыки, средняя длина которых 71 сантиметр? (У бегемота)

28. У какого млекопитающего самые большие по диаметру глаза относительно его тела? (Филиппинский долгопят. Длина его тела 8,5—10 сантиметров, а диаметр глаз 1,6 сантиметра. При сохранении таких пропорций глаза человека были бы размером с грейп- фрут)

29. Какое домашнее животное является самым древним в Европе? (Собака. Была приручена более девяти тысяч лет назад. Затем идут коза и свинья — более пяти тысяч лет назад)

30. Кто сказал: «Животные — мои друзья. А друзей я не ем»? (Английский писатель Бернард Шоу)

31. Назовите самое примитивное многоклеточное животное. (Губка. Она не имеет органов чувств, но может реагировать на раздражители. Губки образуют в море большие поселения)

32. Какие представители фауны живут на самых высоких горных пиках? (Пауки. Ветры в достатке заносят на такую высоту и живых мух, и комаров, и мелкие растения)

33. Кто из животных, кроме птиц, вьет гнезда? (Рыбы. В наших краях каждую весну постройкой гнезд занимаются корюшки. Самец постоянно охраняет его, стараясь отпугнуть всех незванных гостей)

34. Назовите единственное животное из семейства кошачьих, у которого когти не убираются (не втягиваются в подушечки лап). (Гепард)

35. Голова какого животного была у мифологического Минотавра? (Голова быка)

36. Голова какого животного была у египетской богини Бастет? (Голова кошки)

37. Пумба из диснеевского «Короля льва» — это какое животное? (Бородавочник)

38. Какие современные грызуны — самые крупные в мире? (Водосвинка или капибара)

39. Назовите единственное сумчатое животное родом не из Австралии или ее окрестностей, а из Америки. (Опоссум)

40. Назовите другое название большой панды. (Бамбуковый медведь)

41. Какое животное семейства крокодилов обитает в болотах Флориды? (Аллигатор)

42. Как называется животное, у которого папа — жеребец, а мама — ослица? (Лошак)

43. Как называется животное, у которого папа — осел, а мама — кобыла? (Мул)

44. Как называется американский луговой волк? (Койот)

45. Гуанако и викунья — это два вида какого животного? (Ламы)

46. Как называется крупный дельфин, имеющий прозвище «кит-убийца»? (Косатка)

47. Как называется черноморская акула? (Катран)

48. Кого называют «морским огурцом»? (Трепанга)

49. Многие африканцы, живущие с ним в одной местности, избегают называть его имя и именуют его: «Тот, кто убивает, улыбаясь». О каком животном идет речь? (О крокодиле)

50. Чем кашалот, морж и нарвал могут заменить слона? (Их зубы заменяют слоновую кость)

51. Детеныш какого парнокопытного животного выдерживает падение с высоты двух-трех метров при родах? (Жирафа)

52. Обитатели Восточной Африки, впервые увидев танк, радостно закричали: «Фару! Фару!», поскольку танк напомнил им хорошо знакомое животное. Какое животное на их языке значит «фару»? (Носорог)

53. Ни одно плотоядное животное не прикоснется к туше зверя, погибшего от… От чего? (От молнии)

54. Назовите двух австралийских млекопитающих, которые несут яйца. (Утконос и ехидна)

55. Как называется молодая, еще не ягнившаяся овца? (Ярка)

56. Как назывался первобытный бык? (Тур)

57. Сколько животных образуют многолетний цикл восточного календаря? (Двенадцать)

58. Сколько животных входят в Зодиак? (Семь: Овен, Телец, Козерог, Рак, Рыбы, Скорпион, Лев)

59. Назовите пожирателя бамбука, который стал символом Международной экологической организации? ( Панда)

60. С головой какого животного изображался индуистский бог мудрости — Ганеша? (С головой слона)

61. Каких животных с большей эффективностью, чем собак, используют для поиска трюфелей? (Свиней)

62. Как по-другому называется мускусный бык? (Овцебык)

63. Как называется теленок северного оленя в возрасте до одного месяца? (Пыжик)

64. Когда Иисус Христос сорок дней был в пустыне среди гор, согласно легенде, он сотворил этих животных, чтобы они сообщали ему, когда солнце всходит, а когда заходит. Что это за животные? (Летучие мыши)

65. Назовите самого крупного хищного зверя на земле, вес которого может достигать тонны. (Белый медведь)

66. Как называется существо с головой лисы в русской мифологии? (Кикимора)

67. У какой из человекообразных обезьян больше общих черт с человеком? (У шимпанзе. У гориллы их меньше, еще меньше — у орангутанга)

68. Как жирафов доставляют в зоопарк, если их рост — шесть-семь метров и ни в поезд, ни в самолет ни один жираф на поместится? (В зоопарки доставляют не взрослых жирафов, а молодняк ростом не более полутора метров)

69. Как хамелеон меняет окраску? (Кожа хамелеона прозрачная, а под ней располагаются клетки красного, желтого и черного цветов. Когда те или иные из них расширяются или сжимаются, то создается впечатление, что ящерица меняет цвет)

70. Чем крокодил отличает от аллигатора? (Аллигаторы живут в Северной Америке, крокодилы — в Африке, Азии, Австралии. Единственное исключение — китайский аллигатор, редчайший из всех. Аллигаторы меньше размерами. У крокодила, даже когда его пасть закрыта, видны два клыка. У аллигаторов — нет)

71. Мясо бизонов ели, из их шерсти вили веревки, из шкур делали мокасины, из копыт — клей и детские погремушки, из рогов — чашки и ложки, из костей — оружие. А что изготовляли из жестких бизоньих языков? (Расчески)

Страницы: 1 2

Игра викторина о животных и птицах для учащихся 3-4 классов с презентацией

Природоведческая викторина «Кто лишний?» для учащихся 3-4 классов. Сценарий игры с презентацией.
Лебедева Светлана Владимировна
Должность и место работы: Воспитатель группы продлённого дня ГУО «Учебно-педагогический комплекс ясли-сад-средняя школа агрогородка Луцковляны», Гродненский район, Гродненская область, Республика Беларусь
Описание: Предлагаю Вашему вниманию природоведческую игру-викторину, в которой надо из нескольких предложенных животных определить лишнего.
Игра оформлена в виде презентации, форма проведения — «брейн-ринг».
Материал может быть интересен учителям начальной школы, воспитателям групп продлённого дня, педагогам, работающим в пришкольных лагерях.
Цель: закрепление полученных на уроках «Человек и мир» знаний о животных.
Задачи:
— расширять кругозор детей;
— прививать интерес к животному миру;
— развивать у детей логическое мышление, внимание, воображение, зрительную память;
— формировать умение работать в команде.
Предварительная работа: деление коллектива детей на 2 команды, выбор капитана, разучивание названия и девиза.
Материалы: презентация — задания, 2 флажка, жетоны, музыкальное сопровождение, МР4 «У жирафов пятна» (песня-игра), «Про медведей» (караоке).
Звучат фанфары.
Ведущий: Ребята, мы с вами являемся не только хозяевами нашей природы, но и частью её. А вместе с нами частью природы являются животные. Именно животным будет посвящена наша сегодняшняя встреча.
Вы знаете, что рыбе нужна чистая вода, следовательно, нужно охранять наши водоёмы.
В лесах, горах, степях есть ценные животные, значит, нужно охранять их место обитания.
Человеку нужна Родина, а охранять природу – значит охранять Родину.
Животный мир богат и разнообразен…
Ребята, скажите, а зачем нужны животные? Почему их надо беречь? (Ответы детей.)
Ребята, сегодня у нас с вами пройдёт интересная игра. Две команды эрудированных и подготовленных ребят будут сражаться за звание победителя. Приглашаю участников занять свои места за игровыми столами.
Фанфары. Выход команд-участниц.
Ведущий: А сейчас, попрошу команды представить себя.
Капитаны команд представляют свою команду и участников поименно.
Ведущий: Ребята, послушайте, пожалуйста, правила игры.
Вам будут предлагаться вопросы, ответы на которые вы, посовещавшись, должны будете озвучить в течение одной минуты. После того, как вопрос будет задан, команда, у которой готов досрочный ответ, поднимает свой флажок и получает право на ответ. Капитан команды решает, кому из членов команды озвучивать ответ.
Если команда отвечает правильно, ей засчитывается очко. Если нет, то право ответа переходит ко второй команде, которая должна дать ответ, воспользовавшись оставшимся на обсуждение временем.
Если одна команда дала неправильный ответ после минуты обсуждения, тогда вторая команда получает возможность ответа на вопрос без дополнительного времени на обсуждение.
Если ответ правильный, то команда получает очко, если неправильный, то очко не получает никакая команда. В этом случае счёт остаётся прежним, а очко переносится на следующий вопрос. (Вопрос, на который команды не нашли правильного ответа, может быть разыгран и среди зрителей. Тогда правильно ответивший на вопрос зритель получает жетон. В конце игры может быть назван самый эрудированный зритель.)
Победителем игры будет названа команда, заработавшая за игру большее количество баллов.
У нас на игре присутствуют жюри-эксперты. Это наши уважаемые учителя. Они будут внимательно следить за ответами участников игры и оглашать её результаты.
Итак, начинаем!
Ведущий: Назовите, какие животные лишние в каждой группе. Объясните свой выбор.

1. Аист, цапля, синица, журавль.
(Древесная птица — синица. Остальные птицы приспособлены к добыванию пищи па болоте.)
2. Барсук, медведь, еж, волк.
(Волк, поскольку он не впадает в спячку на зиму.)

3. Заяц, лось, лиса, мышь. (Лиса. Она хищница.)

4. Уж, лягушка, гадюка, ящерица. (Лягушка. Это земноводное, тогда как остальные — пресмыкающиеся.)

5. Орлан-белохвост, чёрный аист, большая белая цапля, ушастая сова. (Ушастая сова, т.к. не занесена в Красную Книгу Республики Беларусь.)
Музыкальная пауза. Песня-игра «У жирафов пятна».
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
Хлопаем по всему телу ладонями.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
Щипаем себя, как бы собирая складки.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
Ведущий: Попрошу участников игры и зрителей занять свои места. Продолжим игру.

6. Заяц, белка, куница, рысь. (Заяц, поскольку он не обитает на деревьях.)

7. Утка, лебедь, гусь, аист. (Аист. Он не водоплавающая птица.)
8. Бурый медведь, зубр, барсук, лиса. (Лиса, поскольку остальные занесены в Красную книгу Республики Беларусь.)
9. Лев, буйвол, антилопа, зебра. (Лев — хищник, остальные — травоядные.)
10. Бурый медведь, зубр, бобр, верблюд. (Верблюд на территории Беларуси не обитает.)
Ведущий: Итак, наша игра подошла к концу. Спасибо всем ребятам, показавшим свою эрудицию и знания. А пока жюри готовится огласить результат игры, предлагаю спеть песню.
Музыкальная пауза. Караоке «На крутом бережку».
Ведущий: Попрошу уважаемое жюри подвести итоги игры.
Жюри подводит итоги игры.
Награждение участников и победителей Похвальными Грамотами и Дипломами.Презентация на тему: Природоведческая викторина «Кто лишний?»

Рекомендуем посмотреть:

Игра-викторина по ОБЖ для 4 класса Игра-викторина с ответами для детей 3 — 4 классов Литературная викторина с ответами для 3 — 4 класса Познавательная викторина с ответами для 4 класса по теме: Грибы

Викторины для детей. Викторины про животных

Викторины «В мире животных» для школьников. Викторина о лесных животных, викторина о диких животных. Устраивайте интересные и увлекательные конкурсы с помощью этих вопросов викторины о животных.

Викторина «Все о животных»

■ Что животным страшнее — холод или голод? (Голод).

■ Едят ли животные красивые опавшие листья? (Нет, листья несъедобны, и даже ядовиты, поэтому животные их не едят).

■ С какими животными на суше следует обращаться осторожно? (На суше особенно осторожно следует обращаться с паукообразными. Многие из них ядовиты).

■ Какие из животных наиболее приспособлены к жизни в природе: растительноядные, хищные или всеядные? (Всеядные, так как им легче найти подходящую пищу. Зимой они питаются растительной пищей, а летом становятся насекомоядными).

■ Где раки зимуют? (В норах по берегам рек).

■ Из чего состоит горб у верблюда? (Из жира).

■ Родилась в воде, а живет на земле? (Лягушка).

■ Куда исчезают на зиму лягушки? (Зарываются в тину, ил, под мох).

■ Летает ли пингвин? (Нет).

■ Охотится ли белый медведь на пингвинов? (Нет, они живут на разных полюсах).

■ Кого называют хозяином полярного края? (Белого медведя).

■ У какого домашнего животного зубы растут всю жизнь? (У кроликов).

■ Почему кролики постоянно что-нибудь жуют? (Чтобы стачивать зубы).

■ Как называют детеныша овцы и барана? (Ягненок).

■ Кем в будущем станет головастик? (Лягушкой).

■ Кто такой гиппопотам? (Бегемот).

■ Кожа каких животных всегда должна быть влажной? (У лягушек, жаб, тритонов).

■ Какое животное больше похоже на человека? (Обезьяна).

■ Какие ноги у жирафа длиннее, передние или задние? (Одинаковые.)

■ Какое животное обладает сильным голосом? (Крокодил.)

■ Какие звери летают? (Летучие мыши.)

■ Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь.)

■ Умеют ли слоны плавать? (Да. Они хорошо погружаются в воду, выставив хобот над поверхностью.)

■ Какие животные спят с открытыми глазами? (Рыбы.)

Блиц «Самые, самые, самые…»

■ Самые крупные ящерицы. (Вараны.)

■ Самые крупные пресмыкающиеся. (Крокодилы.)

■ Самое странное животное. (Австралийский утконос (покрыт шерстью, кормит детенышей молоком, а нос и все четыре лапы у него утиные, маленькие утконосики вылупляются из яиц).)

■ Самая крупная змея. (Удав анаконда.)

■ Самое полезное животное в мире. (Червяк.)

■ Самое древнее домашнее животное. (Гусь.)

■ Самое крупное животное в России. (Лось.)

■ Самый крупный из зайцев в наших лесах. (Русак.)

■ Самый маленький зверек. (Землеройка.)

■ Самый чистоплотный зверек. (Барсук.)

■ Самое длинноногое животное. (Жираф.)

■ Самый крупных морской рак. (Омар.)

■ Самая крупная морская птица. (Альбатрос.)

■ Самое прожорливое насекомое. (Стрекоза._

■ Ядовитая жаба. Ага.

Викторина «Лесные звери»

■ Какое лесное животное появляется в полях, когда начинают поспевать овес и кукуруза? (Медведь.)

■ Этому зверю помогает выжить удивительная выносливость. Он может не есть по многу дней, не теряя силы и не выходя из формы. Кто это? (Волк.)

■ С кем в норе может жить лиса? (С барсуком.)

■ Какой зверь летом живет в воде, а зимой в земле? (Водяная крыса.)

■ У какого лесного зверя зимой появляются детеныши? (У медведей.)

■ Что теряет лось каждую зиму? (Рога.)

■ Кто быстро бежит в гору, а с горы — кубарем? (Заяц.)

■ Кто спит головой вниз? (Летучая мышь.)

■ Шкура какого хищного животного покрыта полосками? (Шкура тигра.)

■ Кто к зиме собирается в стаи? (Волки.)

■ Кому хвост служит рулем, а иногда парашютом? (Белке.)

■ Какой зверек спит под своими ушами? (Заяц.)

■ Какие звери летают? (Летучие мыши и белки-летяги.)

■ Кто зимой — белый, а летом — рыжевато-коричневый? (Заяц-беляк.)

■ Про какого зверя так говорят: «Этот зверь питается ягодами, орехами, желудями, иногда яйцами и птенцами». (Про белку.)

■ Все ли зайцы зимой белые? (Нет. У зайца-русака остается серой верхняя часть спины.)

■ Их ловят и съедают волки, крупные хищные птицы похищают детенышей, а беркут нападает на взрослых. Что это за звери? (Лисы.)

■ Какого зверя называют шатуном? (Медведя, который зимой проснулся, называют «медведь-шатун».)

■ Какой лесной житель сушит себе грибы на деревьях? (Белка.)

Блиц викторина «Дикие животные»

■ Дикое, обычно хищное, животное. (Зверь.)

■ Царь зверей. (Лев.)

■ Король пустыни. (Верблюд.)

■ Самое крупное животное в мире. (Синий кит.)

■ Самое крупное животное на суше. (Слон.)

■ Животное — символ хитрости и ловкости. (Лиса.)

■ Гиппопотам по-другому. (Бегемот.)

■ Главная особенность этого животного — рог на лбу. (Носорог.)

■ Самое высокое животное на Земле. (Жираф.)

■ «Разлинованная» лошадка. (Зебра.)

■ Самый известный строитель плотин. (Бобр, или бобер.)

■ Серый, страшный и злой. (Волк.)

■ Подземный житель. (Крот.)

■ Животное с самой отвратительной репутацией. (Крыса.)

■ Самое колючее животное. (Еж.)

■ Самый неуклюжий и косолапый. (Медведь.)

■ Самое пугливое, кроткое животное. (Заяц.)

■ Детеныш белого медведя. (Умка.)

■ Благородный олень, разводят в питомниках. (Марал.)

■ Так еще называют енота. (Полоскун.)

■ Гигантская ящерица, хищник. (Варан.)

■ Маленький грызун, способный забить в защечные мешки полстакана семечек. (Хомяк.)

■ Пушной зверек, который живет в дупле. (Белка.)

■ Не любит красной тряпки. (Бык.)

■ Великан с могучими рогами, сохатый. (Лось.)

■ Большая пятнистая кошка с кисточками на ушах. (Рысь.)

Викторина на тему: «Животный и растительный мир России»

Федеральное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области»

(ФКОУ СОШ УФСИН России по Томской области)

Животный и растительный мир России

(Викторина)

Составил учитель:

Марина Алексеевна Пушкарева

учитель английского языка

Томск 2018г.

Цель: закрепить знания обучающихся о животном и растительном мире России,

развивать сообразительность, память, мышление, внимание, формировать умение работать в коллективе.

Задачи:

1.Знать судьбу своей страны, проверить полноту и прочность уже полученных знаний о ней.

2.Расширить знания подрастающих россиян о своей Родине.

3. Воспитать у них чувства любви к своей Отчизне.

Тема викторины связана с материалом, изучаемым на уроках биологии, географии, истории.

Викторина составлена в соответствии с коммуникативно-ориентированным методом, побуждающим обучающихся слушать, запоминать, говорить. Содержание викторины построено на основе трех компонентов:

  • принципа коллективно-индивидуализированного взаимодействия, который позволяет реализовывать индивидуальные способности каждого, а именно предоставление каждому обучающемуся, как можно большего числа возможностей для самовыражения в рамках решения общей коллективной задачи;

  • принципа активности, который обеспечивает создание условий для мыслительной активности;

  • принципа доступности и посильности предполагает учёт специфики возможностей и учет одной из форм деятельности на среднем этапе обучения (5-6 классы).

Материал викторины построен на таких видах мотивации:

а) познавательная;

б) коммуникативная;

в) эстетическая.

Сегодня у нас будет проведена большая викторина тема, которой – Россия, её растительный и животный мир. Викторина будет проходить в довольно быстром темпе. Она чем-то напомнит вам спортивное состязание. Но вы будете состязаться не в силе и ловкости, а в знаниях — кто больше знает и быстрее соображает.

ВОПРОСЫ:

  • Какое существо перекочевало с герба Византийской династии Палеологов на российский герб? (Двуглавый орел.)

  • Крупного сибирского оленя с большими рогами называют марал или сервал? (животного украшает капот отечественного автомобиля «Волга ГАЗ-21). (Оленя.)

  • Какое животное останки которого найдены в Якутии, собирались клонировать японские ученые совместно с российскими? (Мамонта.)

  • В каком городе РФ установлен памятник мамонту? (В Якутске. На том месте, где в вечной мерзлоте был найден мамонт.)

  • В каком российском городе Кольского полуострова установлен памятник лосю? (В Мончегорске Мурманской области).

  • Какое хищное животное называют «джентльменом тайги»? (Тигра, ведь он громким рыком предупреждает свою жертву об атаке и о правах на свою территорию.)

  • Уникальный памятник какому домашнему животному возвели в столице российской провинции Урюпинске? (козе.)

  • Как бы наши предки назвали ягнёнка? (Агнец. » Кроток как агнец», «Прикинуться агнцем».)

  • Какое млекопитающее отряда насекомоядных с очень ценным мехом в народе называют хохуля? (Выхухоль. Ведет полуподводный образ жизни. Встречается только в бассейнах Волги, Дона и Урала. Аклиматизирована в бассейне Оби.)

  • Известный русский натуралист Леонид Павлович Сабанеев утверждал, что рост численности этих хищников всегда совпадал с годами народных бедствий, и его слова полностью подтверждает современная статистика. О каких хищниках говорил ученый? (О волках).

  • По мнению наших предков, этот хищник буквально увалакивал свою добычу, за что его так и назвали. Кто это? (Волк.)

  • По наблюдениям сибиряков, этот зверек клокочет перед ненастьем. Его название произошло от этого ненастья. Какое? (Бурундук, от «буря».)

  • Какой самый распространенный на Аляске скот был завезен туда из России? (Северные олени, ведь Аляска раньше была российской территорией.)

  • Какой российский заповедник называют родильным домом амурских тигров? (Лазовский заповедник имени отечественного зоолога Л.Г. Капланова. Расположен в Приморском крае, на южных отрогах -Алиня.)

  • Назовите известных и знаменитых российских «львов». (Лев Толстой — писатель-классик, Лев Троцкий- по литический деятель, Лев Яшин – легендарный футбольный вратарь, Лев Дуров-актер театра и кино, Лев Кассиль- русский писатель, Лев Ошанин -поэт, автор популярных патриотических и лирических песен, Лев Лещенко- эстрадный певец.

  • Сколько ног было у сказочного зайца, на котором Мюнхгаузен гонялся по России? (Восемь.)

  • На гербе какой республики РФ изображены священный крылатый барс — символ богатства, плодородия, благородства и цветок астра- символ долголетия и процветания? (Татарстан.)

  • К 70-летию Челябинской области администрация Увельского района приподнесла губернатору в подарок живой символ областного центра. Подарку отвели место в зоопарке. Назовите подарочное животное. (Верблюд-символ Челябинска.)

  • Какое животное носит с почетом фамилию известного русского ученого-путешественника? (Лошадь Пржевальского.)

  • В различных странах эту собаку называют по разному: калинка, матрешка и т.п., и лишь русские обязательно упомянут ее национальную принадлежность. Назовите эту породу собак. (Русская борзая.)

  • Представителей какой российской породы называли «собака-ветер», «собака-буря»? (Русской борзой.)

  • В каком поселке нашей страны, называемом «столицей условных рефлексов», находится памятник обыкновенной собаке? (В поселке Колтуши под Санкт- Петербургом. Там находится большой научный институт, в котором долгое время работал русский ученый, физиолог, лауреат Нобелевской премии — Иван Петрович Павлов.)

  • Собака какой породы была изображена на жетоне, который носили в 1920-е гг. сотрудники уголовного розыска в России? (Лягавая, отсюда и известное в прошлом прозвище работников уголовного розыска- «лягавые».)

  • Почему князь Олег ездил на коне и никогда не сел бы на лошадь? (В русском языке тогда еще не было слова «лошадь», оно пришло к нам вместе с монголо-татарами.)

  • Продолжите русскую пословицу: «Кляча воду возит, лошадь пашет, а конь …? (Под седлом.)

  • Назовите животное имени российского путешественника, исследователя Центральной Азии. (Лошадь Пржевальского — дикая лошадь.)

  • Амстердамский забор появился в 1928 г. В Амстердаме. Теперь его можно увидеть в России. А где? (На соревнованиях по конному спорту, ведь это – препятствие на конкуре.)

  • Как называли на Руси пару лошадей или волов, запряженных в одну упряжку? (Супруги — находящиеся в одной упряжи.)

  • На Руси шкурки белок служили денежными единицами и назывались либо веверицами (векшами), либо белками (белями). От чего зависело название? (От того, когда была добыта белка: летом или зимой. Если летом, то это векша, если зимой -то белка.)

  • По какой причине охотники-тунгусы били белок тупыми стрелами? (Чтобы не испортить шкурку.)

  • В Санкт-Петербурге открыт памятник этому млекопитающему, приуроченный к 300-летию города. Скульптура его 58 см, разместилась на деревянных сваях в Кронверском проливе, омывающий Заячий остров. Именно на этом месте 300 лет назад царь Петр заложил Петропавловскую крепость, с которой началось строительство Санкт- Петербурга. Какое же животное удостоилось такой чести? (Заяц.)

  • Даже Владимир Леонидович Дуров отказался выдрессировывать это простое домашнее животное. Один только Юрий Куклачев сумел. Что это за животное? (Кошка.)

  • В год 850-летия Москвы Международная кошачья федерация наконец признала эту русскую породу кошек. (Сибирская.)

  • В книге «Москва и москвичи» Владимир Алексеевич Гиляровский утверждает, что между лавочниками Охотного ряда шло это негласное соревнование, в котором участвовали их четвероногие усатые питомцы. Победителя уважала вся улица. Кто им становился? (Тот, чей кот был толще.)

  • В Ярославской области в небольшом городе Мышкино существует музей, посвященный этому распространенному грызуну. Какому? ( Музей мыши. Сотни экспонатов из самых разных материалов изображают мышь во всем многообразии ее жизни, привычек и поведения.)

  • Соловьи или куропатки изображены на гербе города Курска? (Куропатки. Хотя все наслышаны о певческом мастерстве курских соловьев.)

  • Какие российские соловьи являются главными конкурентами курских соловьев? (В начале XX в. Лучшими певцами считались курские соловьи, сейчас — рязанские и тульские.)

  • Какие птицы изображены нагербах российских городов: Елабуги, Киржача, Суздаля, Скопина? (Дятел, сова, сокол, скопа.)

  • В Древнем Египте этих птиц называли священными и держали их в храмах, посвященных Солнцу. В Китае считали, что эта птица сопровождает солнце по небосводу. Аборигены Австралии называли ее «птицей, смеющейся на рассвете». А на Руси люди верили, что ее крик разгоняет любую нечисть. Что это за птица? (Петух.)

  • Назовите время суток, которое соответствует понятиям «первые петухи», «вторые петухи», «третьи петухи»? («Первые петухи»- полночь, «вторые петухи»- до зари, «третьи» -заря.)

  • Гаданием на каких домашних животных на Руси решался вечный семейный вопрос: кто в доме хозяин? (На петухе и курице. Их связывали хвостами и сажали под решето. Если перетягивал петух-мужнин верх, если курица-это означало, что быть мужу под каблуком всю жизнь.)

  • Какую птицу в русских народных сказках зовут Рябой? (Курицу.)

  • Каких птиц исстари наши предки привыкли видеть на изгородях и воротах? (Воробьев.)

  • Какого пернатого певца на Руси ласково прозвали «дролей»? (Дрозда.)

  • Назовите птицу, являющуюся с XV в. Символом Москвы? (Сокол.)

  • По велению царя Алексея Михайловича на Кольском полуострове был создан заповедник для кречетов. Почему же царя волновала судьба именно этой птицы? (Он использовал ее для охоты, ведь кречет — хищная птица семейства соколинных. Об экологии речь не шла.)

  • На одной из московских выставок демонстрировалось около 1000 яиц самой различной формы и окраски, собранных из гнезд 76 видов птиц. Всех их объединяло нечто общее. Что именно? (Это были яйца кукушки.)

  • Какая самая маленькая певчая птичка в наших лесах? (Королек желтоголовый, длина-9-11см, вес-5-7г.)

  • Какой наш пернатый певец весной первым возвращается в родные края? (Жаворонок, прилетает в конце марта, к 22-му числу, когда по народному календарю празднуется вторая встреча весны.)

  • Назовите птицу, которая осенью самой первой улетает в теплые края, а весной самой последней возвращается на родное гнездовье. (Иволга. Улетает в середине августа-начале сентября, а прилетает-во второй половине мая.)

  • Каких птиц на Руси подавали на стол только царю да боярам, а простой люд мог за их шеи своей шеей расплатиться (Лебедей.)

  • Какой отечественный легковой автомобиль назван именем птицы отряда ржанкообразных? (Чайка.)

  • Какая республика бывшего СССР выбрала для своего виноделия эмблему в виде летящего белого аиста? (Молдавия.)

  • Какую птицу в настоящее время признали самой веселой и находчивой в России? (КиВиН- пернатый символ игр КВН.)

  • Какая хрустальная птица является главным призом российской телевизионной игры «Что? Где? Когда?» (Сова.)

  • Какая лесная птица, обитающая в сибирской тайге, может держать в памяти расположение почти 6 тысяч своих кладовых, в которых она спрятала на зиму свои запасы? (Это умная кедровка, прячущая по кладовым кедровые шишки. Зрительная память у нее лучше человеческой.)

  • Какая наша птица умеет хорошо подражать голосам многих птиц? (Скворец.)

  • Какая птица умеет кататься на коровах и склевывать с них слепней? (Галка.)

  • Какая наша стрекоза самая крупная? (Коромысло голубое.)

  • Назовите русского писателя энтомолога, открывшего несколько видов неизвестных бабочек, одному из которых было присвоено его имя? (Владимир Владимирович Набоков.)

  • Какое верное природное средство от тараканов хорошо знали русские крестьяне? (Холод. Радикальное и недорогое средство. На морозе тараканы лопались и после этого надолго исчезали.)

  • Кого называют прусаком в России? А как его называли в Пруссии? (Рыжего таракана. В Пруссии его звали, естественно, русаком.)

  • По какой забаве организовал открытый чемпионат Москвы режиссер Владимир Наумов, некогда экранизировавший булгаковский «Бег»? (Тараканьи бега.)

  • Где находится музей дождевого червя? (В России, в Москве, в помещении Дарвинского музея.)

  • О человеке, который ведет себя странно, сумасбродно, говорят: «На него напал». Слово «бзик» в народной речи означает насекомое. Какое? (Слепень. Укусы этих насекомых доводят скот до бешенства.)

  • Какое насекомое на Руси зовется запечным соловьем? (Сверчок домовой.)

  • Русский зоолог и натуралист Леонид Павлович Сабанеев со знанием дела назвал эту рыбу санитаром пресных вод. Назовите этого «медработника» наших водоемов. (Щука.)

  • Назовите нашу фантастически жадную рыбу. (Щука. В ее желудке находят не только других рыб, но и мышей, крыс, мелких и средних птиц, часы, монеты и т.д.)

  • В Камчатском городе Елизово открылся музей, посвященный одному роду рыб. Какому именно? (Лососевым.)

  • Назовите самую дорогую волжскую рыбу? (Осетр.)

  • Благодаря какой рыбе получил свое название старинный русский город Сурож? (Судак, кстати, он так теперь и называется, только находится на Украине, в Крыму.)

  • Какая распространенная в наших водоемах рыба получила название за большие глаза? (Окунь. Глаз-око.)

  • Какая рыба называется так же, как и река, в которой она обитает? (Амур. Белый амур и черный амур, семейство карповых, длина до 1,2 м, весят – до 32 кг. Аклиматизированы и в европейской части России.)

  • Назовите любимую многими петербуржцами рыбу, пахнущую огурцами. (Корюшка, отряд лосеобразных. Длина до 35 см, весят — до 350г.)

  • Какая рыба, поедая личинок малярийного комара, помогла превратить российский город Сочи в курорт? (Гамбузия. Она является нашей гостьей из Америки.)

  • Какое распространенное заболевание в старину на Руси называли жабой? (Ангину.)

  • Назовите дерево — символ нашей Родины? (Береза.)

  • На какое дерево прилетали грачи на известной картине Александра Кондратьевича Саврасова? (На березу.)

  • Какому нашему северному дереву природа подарила изумительную красоту древесины, напоминающую в разрезе рисунком мрамор? (Карельской березе.)

  • В старину на Руси варили пиво, используя вместо хмеля побеги этого хвойного дерева. Какого? (Сосны.)

  • Из какого дерева сделаны внутренние детали построек Московского Кремля? (Из лиственницы.)

  • В Московском Международном Доме музыки облицовка Большого зала выполнена из этого лучшего в мире «акустического» дерева. Благо, в таежных Сибири его хватает. Что это за дерево? (Лиственница сибирская.)

  • Какое дерево наших лесов цветет первым? (Ольха.)

  • Древние славяне считали, что на этом дереве растут «молодильные яблочки». Что это за дерево? (Дуб с желудями.)

  • Ветка какого дерева украшает фуражку российского лесника? (Дуба.)

  • В каких лесах России рядом с пихтой и кедрами можно увидеть грецкий орех и пробковое дерево и полюбоваться елью, обвитой диким виноградом? (В лесах Дальнего Востока.)

  • На Руси, если на свет появлялся сын, высаживали дуб, а если девочка…. Назовите

дерево. (Березу или сосну. К «своему» дереву-близнецу приходили с подарками, обращались с просьбами об исцелении. Считалось, что если человек посидит у дерева, прислонясь к нему спиной или головой, то дерево заберет его болезнь или отведет беду.)

  • Как мы сейчас называем орехи, которые в старину называли «волошскими»? (Грецкими.)

  • Какой кустарник с тонизирующими свойствами листьев выращивают в Краснодарском крае? (Чай.)

  • Назовите самый ядовитый в мире гриб, растущий в наших лесах? (Бледная поганка.)

  • Восхитившись вкусом и размерами этого «астраханца», Петр I повелел в его честь выбить медаль и произвести салют. Что же удостоилось такой чести? (Астраханский арбуз.)

  • Какую овощную культуру на Руси сеяли, выплевывая семена изо рта? (Репу. Ее семена очень мелкие. И далеко не у всех получалось хорошо выплевывать, а лучшие плевальщики очень ценились и почитались.)

  • Почему накануне сева русские крестьяне мылись в бане, а в день сева надевали белую рубаху? (Чтобы хлеб уродился чистый без сорняков.)

  • Какое сельскохозяйственное растение было причиной крестьянских бунтов первой половины XIX в.? (Картофель. Вызваны насильственным введением посадки картофеля.)

  • Сорт какого овоща носит название «Космонавт Волков»? (Томата.)

  • Из какого корнеплода делают сахар на юге России? (Из сахарной свеклы.)

  • Назовите исконно русское название одного из лучших медоносов — кипрея узколистного. (Иван-чай.)

  • Какую липучую траву с большими листьями привезли во Францию из России в 1814г.? Французы долго звали ее «русской заразой». (Лопух, или репейник.)

  • Происхождение названия этого растения родственно латинским словам «линия», «нитка». Теперь им славится Псковщина и Смоленщина. Что это за растение? (Лен.)

  • Название этого ягодного кустарника произошло от русского слова, имеющего значение «сильный, очень неприятный запах». Теперь с этим мало кто согласится. И все же назовите его. (Смородина, от слова смрад.)

  • Откуда привезли в Россию первые огурцы? (Из Индии.)

  • Персонажи одной из русских сказок поженились, не зная, что они — брат и сестра. Какое растение выросло на их могиле? (Иван-да-Марья.)

Используемая литература:

1. Методическое пособие. Игровые методы обучения. «Кто лучше всех знает Россию? И.Д. Агеева., Москва 2005г.

2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. -М.:1999.

3. Душина И.В. и др. Методика и технология обучения географии в школе. — М.:АСТ- Астрель, 2002.

4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1. М.: НИИ школьных технологий, 2006.