Оляпка

Интеллектуальная игра «Счастливый случай» занимательные факты по окружающему миру (3,4 класс) по теме

Интеллектуальная игра «Счастливый случай»

(составитель: учитель начальных классов Ихсанова М. Г.)

  1. Организационный момент.

— Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами проведем игру «Счастливый случай». Ведь именно счастливый случай свел нас сейчас всех вместе, чтобы подумать, почему же надо очень бережно относиться к природе, охранять ее и любить.

Но прежде чем помочь природе, надо ее знать и изучать. Безусловно, мы уже знаем некоторые ее тайны, причуды. Так, давайте же, поделимся своими знаниями и посвятим нашу игру теме «Природа и ее охрана». Несомненно, в игре мы узнаем еще больше интересного, неожиданного. А главными действующими лицами «Счастливого случая» будут две команды: (выходят на сцену, садятся на стулья). Поприветствуем их! Ну, а зрителей, конечно, тоже ждут приятные сюрпризы, загадки и вопросы. Результаты соревнования будет подсчитывать наше представительное жюри в составе: ….

Сейчас участники, быстро посовещавшись, придумывают названия своим командам и выбирают капитанов.

1 – команда….. 2 – команда ……

Итак, игра начинается.

Первый гейм.

— Сейчас нужно каждой команде поочередно, и как можно быстрее, ответить на максимальное количество вопросов. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Вопросы команде 1:

1. Трава от 99 болезней. (Зверобой)

2. Что ест зимой жаба? (Ничего, она спит)

3.Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (Зрячими)

4. Кто может пить ногой? (Лягушка)

5. Кто собирает яблоки спиной? (Еж)

6. Какие птицы выводят птенцов 3 раза за лето? (Воробьи, овсянки)

7. Пингвин – птица или нет? (Птица)

8. Самое сладкое дерево наших лесов (Липа)

9. Разноцветные грибы. (Сыроежки)

10. Какая ягода бывает черной, красной и белой? (Смородина)

11. У кого каждый день растут зубы? (У бобра, зайца)

12. У какого дерева ствол белый? (У березы)

13. Какая птица выше всех летает? (Орел)

14. Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек)

15. кто спит вниз головой? (Летучая мышь)

16. Когда чаще всего бывает гроза? (В мае)

17. Чем стрекочет кузнечик? (Ногой о крыло)

18. Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Умирает)

19. Какое дерево весной дятла поит? (Береза)

Вопросы команде 2.

  1. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка)
  2. Название какого растения говорит о том, где оно живет? (Подорожник)
  3. Кто бежит, выставляя вперед задние ноги? (Заяц)
  4. Кровожадный хищник наших лесов. (Волк)
  5. Какой цветок лето начинает? ()Колокольчик)
  6. Перед какой погодой птицы перестают петь? (Перед дождливой)
  7. Какая птица в мире самая большая? (Страус)
  8. Животное наших лесов, похожее на кошку. (Рысь)
  9. Когда еж не колется? (Когда только родился)
  10. Зимуют ли птички в скворечниках? (Нет, там холодно)
  11. Дерево – символ нашей Родины. (Береза)
  12. Чьи листья осенью опадают зелеными? (Ольхи)
  13. Какая птичка достает себе пищу подо льдом? (Оляпка)
  14. Какое животное обладает самым громким голосом? (Крокодил)
  15. Где у кузнечика ухо? (На ноге)
  16. Что теряет лось каждую зиму? (Рога)
  17. Какая температура тела воробья ниже, летом или зимой? (Одинаковая)
  18. Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри)
  19. Сколько ног у паука? (8)

Игра со зрителями.

— Ребята, пока жюри подводит итог гейма, мы с вами все вместе поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то есть не название птицы, то нужно хлопать в ладоши. Начинаем?

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи…(Хлопают)

  • Что неправильно, почему? (Мухи – это насекомые.)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы, Аисты, вороны,

Галки, макароны …(Хлопают) – что неправильно?

— Начинаем снова: Прилетели птицы:

Голуби, куницы. (Хлопают)- Почему?…

  • Продолжим: Прилетели птицы: Голуби, синицы,

Чибисы, чижи, Галки и стрижи,

Комары, кукушки. (Хлопают)…..

  • И в последний раз: Прилетели птицы, голуби, синицы,

Галки и стрижи, чибисы, чижи,

Аисты, кукушки, даже совы-сплюшки, лебеди, скворцы,

Все вы — МОЛОДЦЫ!

Слово жюри: Итоги 1 гейма подводятся по количеству набранных баллов.

Ребята, II гейм называется «Заморочки из бочки». Так как бочки у нас нет, задания берем со стола.

  • Каждой команде предназначается по 3 вопроса. Капитаны подходят, берут по 3 заморочки (вопроса), готовят на них ответы.

Пока они думают, у нас опять — ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ.

  • Ребята, вы когда- нибудь задумывались над тем, что у птиц тоже есть профессии? … Да-да, сейчас вот мы с вами и поиграем в игру «Птичьи профессии». Вам нужно будет по характерному признаку,
  • по их делам, узнать птиц и назвать их.
  1. Птица-плотник, долбит кору деревьев целыми часами, доставая оттуда вредных насекомых. (Дятел)
  2. Самый искусный строитель гнезда из глины и слюны. Это птица – …(ласточка).
  3. Птица-акробат, лазает по деревьям вниз головой. (Поползень)
  4. Ночной хищник, глотает мышей целиком. (Сова)
  5. Легкомысленная мамаша, не заботится о своих детках. (Кукушка)
  6. Об этой птице говорят: «В лесном оркестре он – первая скрипка, самая трепетная и звонкая. Кто же этот пернатый солист?» (Соловей)

Итак, проверяем «Заморочки из бочки»: поочередно сначала один игрок первой команды отвечает на один вопрос, а затем другой игрок из второй команды – на свой вопрос, и т. д.

Ответы на вопросы — «Заморочки из бочки»

  1. Зачем змеи язык показывают? (Не подумайте, что они вас дразнят. Это они воздух «ощупывают, добычу ищут. А что найдут, на языке в рот несут»)
  2. Почему перед дождем ласточки летают низко? (Они ловят насекомых, которых холодный воздух прибивает к земле).
  3. Почему особенно весной в лесу нельзя шуметь, включать магнитофон, разжигать костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверюшек – искать укромное место).
  4. Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его? (Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на земле. Не трогать яйца руками. Не брать в руки птенцов.
  5. Каковы причины лесных пожаров? (Непотушенный окурок, костер, молния).
  6. Почему волка называют «санитаром леса»? (Добывает себе в пищу прежде всего больных, ослабленных животных).
  • Внимание, ребята, пока жюри оценивает ответы команд, я загадаю вам загадки, вы их отгадайте, руку поднимайте, быстро отвечайте.
  1. Звенит и цветет. (Колокольчик)
  2. Делает из воды снег и лед. (Мороз)
  3. Без какой жидкости нет жизни? (Воды)
  4. Коса без буквы «к». (оса)
  5. Гриб – убийца мух. (Мухомор)
  6. Плетет сети для мух. (Паук)
  7. Мама у семерых козлят. (Коза)
  8. В какое любимое время года бывают длинные каникулы? (Летом)

-Молодцы. Слово предоставляется жюри.

Итог гейма.

III гейм. «Ты – мне, я – тебе».

-Поочередно каждая команда берет со стола по 1 вопросу, задает его друг другу, сразу отгадывает, какая это птица?

  1. Мой клюв, как долото, и я выдалбливаю себе в дереве отличное гнездо. (Дятел).
  2. Я съедаю за ночь 7-8 мышей. Только одна моя семья уничтожает за год 10 тысяч мышей и таким образом спасает 20 тонн зерна. (Сова)
  3. Я съедаю за день 39 кузнечиков, 43 гусеницы бабочки-капустницы, 5 личинок майского жука, 3 куколки бабочки, 4 паука и много муравьиных яиц. (Кукушка).
  4. Я обещаю вам, ребята, каждый день ловить по 300 мух и комаров. Я хоть и очень маленькая, но аппетит у меня большой. (Мухоловка-пеструшка).

Итог гейма.

IV гейм. «Темная лошадка».

(В роли темной лошадки может выступить учитель биологии, географии или ведущий, который поочередно задает вопросы командам).

1. Где дом у соловья?

Варианты ответов: а) в развилке дерева; б) у корней дерева.

— Да, соловей гнездо устраивает у самых корней дерева или куста, а замаскирует его так, что даже волк, проходя мимо, не заметит.

2. Какой дом у зайца?

А) нора; б) любой куст.

— Правильно, не роет длинноухий норы, не устраивает логова. Может, поэтому и дрожит он всю жизнь, что нет у него надежного дома.

3. В птичьем царстве есть счастливцы, умеющие и ходить, и плавать, и летать. Назовите их.

А) страус; б) утка; в) грач.

— Да, счастливейшая из всех перечисленных птиц –утка, умеющая и ходить, и плавать, и летать.

4. Вас укусил комар. Кто же вас укусил?

А) Самка; б) Самец.

— Комары-самцы питаются исключительно цветочным нектаром. Кровь же сосут только самки. Но иногда, если поблизости нет людей или животных, они тоже довольствуются нектаром.

Итоги гейма.

V гейм. «Гонка за лидером». (1 минута)

Вопросы 1 команде.

1. Какой снег тает быстрее – чистый или грязный? (Грязный)

2. Сколько крыльев у жука? (4)

3. Кто охраняет лесную поляну от вредных мух? (Стрекоза)

  1. Какое дерево цветет позже всех? (Липа)
  2. Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец)
  3. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)
  4. Какое травянистое растение весной зацветает первым? (Мать-и-мачеха)
  5. Состояние реки, когда вода заливает большие территории. (Половодье)
  6. Самый чистоплотный зверек. (Барсук)
  7. Животное, которое строит дом на реке. (Бобр)
  8. У какой птицы самые длинный язык? (У дятла)
  9. Прилет каких птиц означает начало весны? (Грачей)
  10. родилась в воде, а живет и на земле. (Лягушка)
  11. Какой есть самый маленький зверек? (Землеройка, 3,5см)
  12. У кого самый чуткий нос? (У бабочки)
  13. Месяц первых первоцветов. (Апрель)
  14. Наука о растениях. (Ботаника)
  15. Что означает плач березы? (Сокодвижение)
  16. У какого дерева в лесу все время дрожат листочки? (У осины)

Вопросы 2 команде.

1. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (Лисичка)

2. Какое животное почти все время проводит под землей? (Крот)

3. В какие времена года можно наблюдать туманы? (Во все)

4. Какая птица любит семена репейника? (Щегол)

5. Какую траву любят кошки? (Валериану)

  1. Кто кукует у кукушки – самка или самец? (Самец)
  2. Как называют гнездо у белки? (Гайно)
  3. Какое дерево зацветает раньше других? (Ива, верба)
  4. Какие детеныши рождаются голыми, но уже через несколько часов имеют покров? (Ежата)
  5. Изменение окраски шерсти и ее густоты у животных. (Линька)
  6. Какие ноги у жирафа длиннее – задние или передние? (Одинаковые)
  7. Где раки зимуют? (Под водой, под корягами)
  8. Чемпион по скорости роста среди деревьев. (Эвкалипт)
  9. Трава, которую мог бы узнать даже слепой. (Крапива)
  10. Какие съедобные грибы появляются первыми? (Сморчки)
  11. Каким насекомым хлопают в ладоши? (Комарам)
  12. Из чего готовят манную крупу? (Из пшеницы)
  13. Наука о животных. (Зоология)
  14. Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? (Нет, только от боли)

  • Ребята, пока жюри подводит общий итог, я предлагаю вам решить такие ситуации, ответы которых даны в тестах:
  1. Птенец выпал из гнезда. Как вы поступите?

А) оставите на том же месте, даже не прикоснувшись к нему.

Б) Положите птенца в гнездо.

В) Возьмете домой и будете держать в клетке.

  1. Вы приглашены на день рождения, ваша подруга очень любит ландыши. Что вы подарите ей?

А) Пластмассовый или стеклянный букетик.

Б) Несколько благоухающих садовых цветов.

В) Огромный букет нежных ландышей.

  1. Вы всей семьей или классом выехали в лес. Там вы жгли костер, пекли картошку, ели конфеты, пили лимонад, варили суп из консервов. Прежде чем уйти домой, вы…

А) Сложили бумажки, бутылки и банки аккуратно под кустик.

Б) Все бросили в костер.

В) Бумагу сожгли, железные банки и стеклянные бутылки взяли домой, костер залили водой или засыпали землей

Г) Почему?

Вот и закончилась игра,

Расходиться нам пора…

На жюри взгляните все – подведем итог игре.

Итог игры подводит жюри.

Награждение победителей.

В последние годы оляпки прочно обосновались в окрестностях некоторых горных курортов, где туристы с удовольствием наблюдают за их подводной охотой.
Ареал обитания. Обитает в Европе, Азии и Северной Африке.

Среда обитания.
Обыкновенная оляпка обитает в гористых местностях Европы, Центральной Азии, а также гор Атлас в Северной Африке, где обычно селится по берегам быстрых горных ручьев. Обязательное условие благополучного существования этой птички — кристальная чистота воды, которую все труднее найти вследствие активной хозяйственной деятельности человека. Застройка и бетонирование берегов горных речек, а тем более ухудшение качества воды отнюдь не способствуют росту популяции оляпок. Загрязнение рек промышленными стоками неизбежно приводит к оскудению водной беспозвоночной фауны, лишая оляпок главных кормовых запасов. Вне гнездового сезона оляпки порой появляются в долинах, а в некоторых местностях они настолько привыкли к соседству с человеком, что без опаски селятся на людных горных курортах.

Вид: оляпка обыкновенная – Cinclus cinclus.
Семейство: Оляпковые.
Отряд: Воробьиные.
Класс: Птицы.
Подтип: Позвоночные.

Знаете ли вы?

  • Оляпка прекрасно приспособлена к плаванию. Во время нырка ее ноздри прикрыты специальной кожистой перепонкой, а глаза хорошо видят как в атмосферном воздухе, так и под водой. В воде короткие закругленные крылья этой птахи действуют как весла, а ее скелетные косточки не полые внутри, а заполнены костным мозгом, который увеличивает массу тела и облегчает ныряние.
  • Взрослые оляпки способны нырять на 5-10 секунд, хотя известны случаи, когда птицы оставались под водой добрых полминуты.
  • Копчиковая железа оляпки в 10 раз больше, нежели у других воробьиных птиц. Ее секрет служит для тщательной жировой смазки плотного оперения.

Образ жизни.
Жизнь оляпки немыслима без собственной территории. Занимая отрезок русла длиной около 1,5 км, пара птичек яростно защищает его от посягательств сородичей. Почти все свое время оляпка проводит у воды или в воде. Над водой она летает низко, часто взмахивая крыльями, а присев на камень после очередного нырка, делает короткий книксен, словно фрейлина, приветствующая на бегу коронованную особу. Рацион оляпки состоит из рачков-бокоплавов, икры, мелкой рыбешки и личинок насекомых. Иногда птичка промышляет на берегу, высматривая поживу у самой кромки воды, но гораздо чаще охотится под водой, где даже переворачивает камешки, чтобы добраться до лакомого кусочка. Острые коготки позволяют ей уверенно бегать по скользким камням на дне потока. Бродя по отмелям, оляпка то и дело окунает голову в воду, хватая добычу, но с не меньшим успехом она может нырять и плавать под водой, ловко пользуясь силой быстрого течения.

Размножение.
Ранней весной пара оляпок приступает к сооружению гнезда, подыскав удобное местечко в непосредственной близости от воды. Лучше всего для этого подходит ниша в скальном обрыве, укрытая за стеной водопада, но вполне приемлемы расщелины в камнях или углубления под корнями деревьев, узкие просветы в мостовых конструкциях или трещины в старых стенах. Гнездо представляет собой овальную крытую конструкцию с боковым входом, смотрящим в сторону воды. При случае оляпки охотно строят гнезда в скворечниках полуоткрытого типа. В марте-апреле самка откладывает от 4 до 6 белых яиц и в течение 14-18 дней насиживает кладку без помощи супруга, зато в выкармливании птенцов принимают участие оба родителя. В момент выхода из гнезда птенцы еще не умеют летать, но нырять и плавать — сколько угодно. При виде опасности они камешками бросаются в ручей и под водой отплывают на безопасное расстояние, где выбираются на берег и прячутся в зарослях. За один сезон пара оляпок обычно выкармливает два выводка.

Оляпка обыкновенная – Cinclus cinclus.
Длина: около 20 см.
Размах крыльев: 26-30 см.
Количество яиц в кладке: 4-6.
Срок инкубации: 14-18 дней.
Количество выводков за сезон: 2.
Питание: личинки насекомых, икра, ракообразные.

Строение.
Оперение. Спинная сторона, хвост и крылья пепельно-серые с черными каемками по краям перьев. Голова и затылок темно-коричневые. Горло, грудка и верхняя часть брюшка белые; остальная часть брюшной стороны темная.
Клюв. Клюв короткий, шиловидный.
Тело. Телосложение плотное.
Хвост. Короткий хвост чуть приподнят вверх.
Крылья. Крылья короткие, закругленные.
Пальцы. Три пальца смотрят вперед, один – назад. Все пальцы вооружены острыми коготками.
Ноги. Ноги длинные и сильные.

Родственные виды.
Семейство оляпковых объединяет пять видов птиц, обитающих в Северном полушарии. Все они хорошо приспособились к жизни по берегам быстрых горных речек и ручьев с чистой водой и добывают пропитание под водой. Оляпки — единственные из певчих птиц, умеющие плавать и нырять. Один вид водится в Северной Америке и северной части Анд; все прочие населяют Европу, Азию и Северную Африку.