Мифы о пауках

Мифы и легенды о пауках

Легенда о дневном свете (миф из Южной Америки)
Знаете ли вы о том, что некоторые индейские племена очень уважают пауков?
Древние индейские легенды рассказывают, что раньше солнце светило не над всей землей, и некоторым приходилось жить в полной темноте.
Люди и звери постоянно сталкивались друг с другом: медведь спотыкался о барсука, койот врезался в кролика, волк наступал на хвост лисе.
Наконец все устали от такой жизни и, собравшись вместе, решили, что им необходимо найти хотя бы немного света, чтобы можно было хотя бы видеть, куда идешь и что ешь. Нужно было кого-нибудь послать на его поиски.
Первым попытал счастья Канюк. Но солнце сожгло прекрасные перья на его голове, когда он пытался принести его лучи. Затем пострадал Опоссум — он лишился меха на своем толстом хвосте. И только Паук, ловко поймав солнце в свою сеть, притащил его на темную сторону земли.
Люди увидели, как свет появляется из-за горизонта, расходясь лучами, подобными радиальным нитям паутины.
Как же можно не любить паука, который дал людям солнечный свет?
А еще теперь вы знаете, почему у канюка лысая голова, а у опоссума голый хвост.

Арахна (легенда из Греции)
Свое название паукообразные (арахниды) получили благодаря греческой мифологии.
Давным-давно в долине у подножия священного Олимпа жила прекрасная девушка по имени Арахна. Все свое время она посвящала вышиванию и ткачеству. И так велико было ее мастерство, что даже Нимфы выходили из леса полюбоваться ее работой.
Арахной восхищались, но ее не любили за постоянное хвастовство своим умением и ловкостью. Она была так уверена в своем мастерстве, что утверждала, будто даже Афина, богиня мудрости и покровительница искусства ткачества не сможет с ней сравниться. Афина была уязвлена этими словами, и спустившись с Олимпа, навестила Арахну под видом старухи, предупредив, что грубые слова могут навлечь гнев богов. В ответ Арахна заявила, что ничего не боится и готова бросить вызов самой Афине, чтобы узнать, кто из них лучше ткет. Богиня приняла вызов, приняв свой истинный облик. Соревнование состоялось.

Афина выбрала темой покрывала свою победу над Посейдоном. Арахна же изобразила на своем покрывале сцены из жизни богов, в которых боги были слабыми и одержимыми человеческими страстями.
Несмотря на то, что работа Арахны была великолепна, Афина сильно разгневалась. Она ударила Арахну челноком и разорвала ее покрывало. В отчаянии Арахна попыталась повеситься на собственной пряже, но Афина вытащила ее из петли и, окропив соком волшебной травы, превратила в паука с наказом вечно висеть и ткать.
Вот так древние греки объясняли происхождение пауков, а имя Арахны стало использоваться в научных целях.
Ананси, человек-паук (миф из Африки)
Героем многих народных сказок Западной Африки (Гана) и Карибских островов является Ананси (Анансе), человек-паук.
В повседневной жизни это обычный человек, но почувствовав опасность, он превращается в паука. Ананси любит подшучивать над другими людьми и животными и брать верх над теми, кто намного крупнее его. Иногда он бывает жадным и эгоистичным, но также может быть очень забавным. Он стал героем, так как научил людей рассказывать сказки. Предания о человеке-пауке разошлись по всей земле, подобно тому, как в разных углах дома таинственным образом появляется паутина.
Райко (легенда из Японии)
В некоторых японских легендах ключевую роль играет паукообразный монстр тсучи-гумо («земляной паук»). В мифе о Райко, добычей паука чуть не стал этот герой, застигнутый спящим в полночный час. Под именем Райко в рассказах выступает Минамото но Йоримитсу (944 — 1021), исторический персонаж 10 века, жизнь которого превратилась в легенду. Райко называли «убийцей демонов». В этой легенде чудовище-паук, воплощение зла и темных сил, был побежден народным героем. Но эта победа символизирует гораздо больше, чем просто избавление от монстра. В те времена «тсучи-гумо» называли также воров и мародеров, огромное количество которых во времена Райко угрожало государственной безопасности и будущему Японии.
Другая история о Райко поведала нам о его болезни. Однажды ночью, когда Райко лежал в постели, кто-то неизвестный передал ему лекарство. Состояние больного ухудшилось, и он понял, что ему подсунули яд. Встав из последних сил, Райко бросился на незнакомца. Защищаясь, человек набросил на Райко паутину и умчался прочь. Сюжет мифа рассказывает, что затем этого злоумышленника обнаружили в пещере. Это оказался подземный паук-гоблин, и, конечно же, он был убит народным героем.
Тарантелла (Италия)
Тарантелла — это итальянский народный танец, музыкальный размер 6/8, 3/8. В основе тарантеллы часто лежали какой-либо один мотив или ритмическая фигура, многократное повторение которых оказывало завораживающее, «гипнотическое» действие на слушателей и танцующих.
Хореография тарантеллы отличалась экстатичностью — самозабвенный танец мог продолжаться несколько часов; музыкальное сопровождение танца исполнялось флейтой, кастаньетами, бубном и некоторыми другими ударными инструментами, иногда с участием голоса.

В средние века паук-волк Lycosa narbonensis получил наименование «тарантул» по названию городка Таранто, который находится в Южной Италии. Жители города полагали, что от последствий укуса этого паука можно избавиться, танцуя своеобразный быстрый танец под сопровождение гитары, тамбурина и флейты, который называли тарантелла. Однако укус тарантула не так серьезен, а эпидемия в то время была вызвана, скорее всего, ядовитыми пауками каракуртами (Latrodectrus tredecimguttatus) — вид пауков из рода черных вдов.
Сочельник (миф из Германии)
Это было давным-давно. В Сочельник одна хозяйка наводила порядок в доме, чтобы встретить самый чудесный день в году — Рождество. День, когда Младенец Иисус придет, чтобы благословить ее дом. Ни пылинки не должно остаться. Даже пауков согнали из уютных уголков на потолке. Они уползли в самую дальнюю и темную часть чердака. Рождественская елка была чудесно украшена. Паукам было очень обидно, что они не могут увидеть прекрасное дерево и присутствовать во время визита Младенца Иисуса. Тогда самый старый и мудрый паук предложил подождать, пока все улягутся спать, и одним глазком взглянуть на празднично прибранную комнату. Когда дом погрузился в тишину и темноту, пауки выбрались из своего укрытия.
Пауки подползли к Ёлке и были восхищены ее красотой. Они ползали вверх-вниз, осматривали ветви и прекрасные игрушки, висящие на них. Пауки были без ума от этого дерева. Ночь напролет они танцевали на ветвях, покрыв их толстым слоем паутины.
Утром Младенец Христос вошел в дом, чтобы благословить его и встревожился, увидев рождественскую ель, всю в паутине. Он любил пауков, которые являются божьими тварями, но также знал и то, что хозяйка усердно трудилась, чтобы прибрать дом к великому празднику, и что ей вряд ли понравится то, что натворили пауки. С любовью в сердце и улыбкой на устах Младенец Христос подошел к дереву и тихонько коснулся паутины. Ее нити стали сверкать и переливаться. Они превратились в мерцающее золото и серебро.
Как говорит легенда, после этого люди и стали украшать рождественские елки мишурой, а среди игрушек обязательно должен был висеть паук.
Роберт Брюс (рассказ из Шотландии)
Рассказ о Роберте Брюсе и пауке поведал миру Вальтер Скотт. Он вошел в книгу «Дедушкины рассказы», опубликованную в 20-х годах 19 века
Роберт Брюс (1274-1329) правил Шотландией с 1306 по 1329 год. Это был один из величайших монархов, организатор обороны страны в начальный период войны за независимость против Англии.
В легенде рассказывается о том, как однажды, в 1306 году, после боя с англичанами, закончившегося поражением шотландцев, король отдыхал в сарае. Он долго наблюдал за пауком, пытающимся сплести ловчую сеть. Шесть раз попытки паука заканчивались неудачей, и наконец, на седьмой раз ему все удалось. Вдохновленный упорством этого маленького создания, король в конце концов выиграл битву с англичанами. Это произошло в 1314 году в Бэннокберне.
Паучья скала (легенда из Северной Америки)
На высоту более 240 метров гордо возносится Паучья скала, расположенная в национальном парке Каньон Де Шейи штата Аризона. Геологи утверждают, что формирование каньона началось 230 миллионов лет назад.
Много лет назад это имя дали скале индейцы племени навахо, и по сей день живущие в тех местах. Разноцветные пласты скал окружают каньон. Много веков назад навахо вырубали в этих скалах пещеры и жили в них. Большинство пещер расположено высоко над дном каньона, защищая жителей от врагов и внезапных наводнений.
Согласно легендам навахо, в Паучьей скале была пещера, в которой жила Паучиха. Старшие говорили детям, что если они будут плохо себя вести, то Паучиха спустится со скалы по лестнице из паутины, утащит их к себе и съест. Еще детям рассказывали, что вершина скалы белая от выбеленных солнцем костей тех непослушных детей, которых уже утащила Паучиха.

Пророк Мухаммед (легенды из Исламских стран)
Мухаммед (571-632 гг.) — арабский проповедник единобожия и пророк ислама, центральная (после единого Бога) фигура этой религии; согласно исламскому учению Мухаммеду Бог ниспослал своё священное писание — Коран. Также Мухаммед был политическим деятелем, основателем и главой мусульманской общины, которая в процессе его непосредственного правления составила сильное и достаточно крупное государство на Аравийском полуострове.
Более 1400 лет назад Пророку Аллаха помог паук. Когда Курайши хотели убить Пророка Мухаммеда, он скрылся в пещере недалеко от Мекки. На поиски было послано много людей, они подошли близко к пещере, но Аллах не дал обнаружить своего Пророка.
Перед пещерой построили гнездо два голубя, а паук протянул паутину через вход в нее. Предание гласит, что когда враги Мухаммеда подошли к пещере, они увидели, что вход затянут тщательно вытканной паутиной. Они решили, что нельзя проникнуть в пещеру, не оборвав паутину и невозможно сплести новую за такой короткий промежуток времени, который прошел за время бегства Пророка. Поэтому никто не вошел в пещеру, и Мухаммед остался жив. Через три дня, когда враги оставили попытки отыскать его и ушли в Мекку, Мухаммад выбрался из пещеры и пошел в Ясриб. Жители Ясриба, правители которого получили послание Пророка и поклялись в своей преданности ему, приняли его с распростертыми объятьями и отдали свои жизни в его распоряжение.
С тех пор мусульмане очень уважают пауков.
Малютка мисс Маффет (стихотворение из Великобритании)
В известный сборник стихов и песенок для детей «Сказки матушки Гусыни», опубликованный в Англии в 1781 году, входит стихотворение «Малютка мисс Маффет».
Мисс Маффет к тетке шла пешком,
Устала и решила
Присесть в тени под бугорком,
Съесть простокваши с творожком,
Салфетку разложила:
Как вдруг взъерошенный паук
По паутинке сполз на сук,
Сверкнул глазами и застыл.
Мисс Маффет тут же след простыл.
(Перевод Александра Маршака, внука С. Маршака)
Это произведение было написано о дочери британского энтомолога доктора Томаса Маффета(1553-1604), изучавшего пауков и жившего в 16 веке. Маленькая мисс Маффет страдала арахнофобией или боязнью пауков, так как ее отец, доктор Маффет ставил на ней различные опыты.
Доктор Маффет написал несколько книг, в том числе поваренную книгу, в которой описывалось, как можно использовать местные растения и насекомых в пищу и в качестве лекарств. Доктор Маффет экспериментировал со своей дочерью, собирая различных пауков, которые водятся в Англии, и наблюдал, есть ли у нее какая-нибудь реакция на их укусы. Он использовал свою дочь, так как считал, что она не представляет никакой ценности. Сыновья являлись продолжателями династии, а дочери нет, и поэтому она была подходящим объектом для его опасных экспериментов.
Правообладатель: портал Зооклуб
При перепечатке данной статьи активная ссылка на источник ОБЯЗАТЕЛЬНА, в противном случае, использование статьи будет рассматриваться как нарушение «Закона об авторских правах».

Паук

Свое название паукообразные (арахниды) получили благодаря греческой мифологии.

Давным-давно в долине у подножия священного Олимпа жила прекрасная девушка по имени Арахна. Все свое время она посвящала вышиванию и ткачеству. И так велико было ее мастерство, что даже нимфы выходили из леса полюбоваться ее работой.

Арахной восхищались, но ее не любили за постоянное хвастовство своим умением и ловкостью. Она была так уверена в своем мастерстве, что утверждала, будто даже Афина, богиня мудрости и покровительница искусства ткачества не сможет с ней сравниться. Афина была уязвлена этими словами, и, спустившись с Олимпа, навестила Арахну под видом старухи, предупредив, что грубые слова могут навлечь гнев богов. В ответ Арахна заявила, что ничего не боится и готова бросить вызов самой Афине, чтобы узнать, кто из них лучше ткет.

Афина выбрала темой покрывала свою победу над Посейдоном. Арахна же изобразила на своем покрывале сцены из жизни богов, в которых боги были слабыми и одержимыми человеческими страстями.

Несмотря на то, что работа Арахны была великолепна, Афина сильно разгневалась. Она ударила Арахну челноком и разорвала ее покрывало. В отчаянии Арахна попыталась повеситься на собственной пряже, но Афина вытащила ее из петли и, окропив соком волшебной травы, превратила в паука с наказом вечно висеть и ткать.

Героем многих легенд Западной Африки (Гана) и Карибских островов является Ананс, человек-паук.

В повседневной жизни это обычный человек, но почувствовав опасность, он превращается в паука. Ананс любит подшучивать над другими людьми и животными и брать верх над теми, кто намного крупнее его.

Иногда он бывает жадным и эгоистичным, но также может быть очень забавным. Он стал героем, так как научил людей рассказывать сказки. Предания о человеке-пауке разошлись по всей земле, подобно тому, как в разных углах дома таинственным образом появляется паутина.

Сюжет этой легенды нашел отражение в современных «мифах» – многочисленных историях и рассказах о человеке-пауке, получившем свои необычные паучьи свойства в результате научного эксперимента.

В некоторых японских легендах героем выступает паукообразный монстр тсучи-гумо («земляной паук»). В мифе о Райко добычей паука чуть не стал этот герой, застигнутый спящим в полночный час. Под именем Райко в легендах выступает Минамото но Йоримитсу, исторический персонаж Х века, жизнь которого превратилась в легенду. Райко называли «убийцей демонов». В этой легенде чудовище-паук, воплощение зла и темных сил, был побежден народным героем. Но эта победа символизирует гораздо больше, чем просто избавление от монстра. В те времена «тсучи-гумо» называли также воров и мародеров, огромное количество которых во времена Райко угрожало государственной безопасности и будущему Японии.

Другая история о Райко поведала нам о его болезни. Однажды ночью, когда Райко лежал в постели, кто-то неизвестный передал ему лекарство. Состояние больного ухудшилось, и он понял, что ему подсунули яд. Встав из последних сил, Райко бросился на незнакомца. Защищаясь, человек набросил на Райко паутину и умчался прочь. Сюжет мифа рассказывает, что затем этого злоумышленника обнаружили в пещере. Это оказался подземный паук-гоблин, которого убил народный герой.

В германском мифе в сочельник одна хозяйка наводила порядок в доме, чтобы встретить Рождество – День, когда Младенец Иисус придет, чтобы благословить ее дом. Даже пауков согнали из уютных уголков на потолке. Они уползли в самую дальнюю и темную часть чердака. Рождественская елка была чудесно украшена. Паукам было очень обидно, что они не могут увидеть прекрасное дерево и присутствовать во время визита Младенца Иисуса. Тогда самый старый и мудрый паук предложил подождать, пока все улягутся спать, и одним глазком взглянуть на празднично прибранную комнату. Когда дом погрузился в тишину и темноту, пауки выбрались из своего укрытия.

Пауки подползли к ёлке и были восхищены ее красотой.

Они ползали по ёлке и обвили всю паутиной.

Утром Младенец Христос вошел в дом, чтобы благословить его, увидел рождественскую ель, всю в паутине. Он любил пауков, которые являются божьими тварями, но также знал и то, что хозяйка усердно трудилась, чтобы прибрать дом к великому празднику. С любовью в сердце и улыбкой на устах Младенец Христос подошел к дереву и тихонько коснулся паутины. Ее нити стали сверкать и переливаться. Они превратились в мерцающее золото и серебро.

Как говорит легенда, после этого люди и стали украшать рождественские елки мишурой, а среди игрушек обязательно должен был висеть паук.

Рассказ о Роберте Брюсе и пауке поведал миру Вальтер Скотт. Роберт Брюс правил Шотландией с 1306 по 1329 год. Это был один из величайших монархов, организатор обороны страны в начальный период войны за независимость против Англии.

В легенде рассказывается о том, как однажды, в 1306 году, после боя с англичанами, закончившегося поражением шотландцев, король отдыхал в сарае. Он долго наблюдал за пауком, пытающимся сплести ловчую сеть. Шесть раз попытки паука заканчивались неудачей, и, наконец, на седьмой раз ему все удалось. Вдохновленный упорством этого маленького создания, король в конце концов выиграл битву с англичанами. Это произошло в 1314 году в Бэннокберне.

О Паучьей скале рассказывает легенда из Северной Америки. На высоте более 240 мет ров гордо высится Паучья скала, расположенная в национальном парке Каньон Де Шейи штата Аризона. Много лет назад это имя дали скале индейцы племени навахо, и по сей день живущие в тех местах. Разноцветные пласты скал окружают каньон. Много веков назад навахо вырубали в этих скалах пещеры и жили в них. Большинство пещер расположено высоко над дном каньона, защищая жителей от врагов и внезапных наводнений.

Согласно легендам навахо, в Паучьей скале была пещера, в которой жила Паучиха. Старшие говорили детям, что если они будут плохо себя вести, то Паучиха спустится со скалы по лестнице из паутины, утащит их к себе и съест. Еще детям рассказывали, что вершина скалы белая от выбеленных солнцем костей тех непослушных детей.

Исламские легенды рассказывают о пророке Мухаммеде – арабский проповедник единобожия и пророк ислама, центральная (после единого Бога) фигура этой религии; согласно исламскому учению Мухаммеду Бог ниспослал своё священное писание – Коран. Также Мухаммед был политическим деятелем, основателем и главой мусульманской общины, которая в процессе его непосредственного правления составила сильное и достаточно крупное государство на Аравийском полуострове.

Более 1400 лет назад Пророку Аллаха помог паук. Когда Курайши хотели убить Пророка Мухаммеда, он скрылся в пещере недалеко от Мекки. На поиски было послано много людей, они подошли близко к пещере, но Аллах не дал обнаружить своего Пророка.

Перед пещерой построили гнездо два голубя, а паук протянул паутину через вход в нее. Предание гласит, что когда враги Мухаммеда подошли к пещере, они увидели, что вход затянут тщательно вытканной паутиной. Они решили, что нельзя проникнуть в пещеру, не оборвав паутину и невозможно сплести новую за такой короткий промежуток времени, который прошел за время бегства Пророка. Поэтому никто не вошел в пещеру, и Мухаммед остался жив. Через три дня, когда враги оставили попытки отыскать его и ушли в Мекку, Мухаммед выбрался из пещеры и пошел в Ясриб. Жители Ясриба, правители которого получили послание Пророка и поклялись в своей преданности ему, приняли его с распростертыми объятьями и отдали свои жизни в его распоряжение.

С тех пор мусульмане очень уважают пауков.

Древние индейские легенды рассказывают, что раньше солнце светило не над всей землей, и некоторым приходилось жить в полной темноте.

Люди и звери постоянно сталкивались друг с другом.

Наконец все устали от такой жизни и, собравшись вместе, решили, что им необходимо найти хотя бы немного света, чтобы можно было хотя бы видеть, куда идешь и что ешь. Нужно было кого-нибудь послать на его поиски.

Первым попытал счастья Канюк. Но солнце сожгло прекрасные перья на его голове, когда он пытался принести его лучи. Затем пострадал Опоссум – он лишился меха на своем толстом хвосте. И только Паук, ловко поймав солнце в свою сеть, притащил его на темную сторону земли.

Люди увидели, как свет появляется из-за горизонта, расходясь лучами, подобными радиальным нитям паутины.

С той поры у канюка лысая голова, а у опоссума голый хвост.

Паук когда-то защитил Младенца Иисуса во время бегства в Египет. Легенда гласит, что во время этого опасного путешествия Святое семейство как-то раз укрылось в пещере. Пришел паук и оплел вход в нее густой паутиной, а потом прилетела голубка и снесла в нее яичко. Когда подоспели преследователи, они увидели неповрежденную паутину и, заключив, что в пещеру давно уже никто не заходил, отправились дальше, не став ее обыскивать.

Джёрёгумо – один из видов паука, существо из японского фольклора. Этот вид паука не является ядовитым, но в прежние времена считалось, что его яд вместе со своими сверхъестественными свойствами очень опасен. Паук Джёрёгумо может изменить свой внешний вид и превращаться в соблазнительную женщину. Согласно японской легенде в эпоху Эдо красивая женщина заманивала мужчину в тихом месте и начинала играть на бива (национальный японский музыкальный инструмент, аналог европейской лютни). Пока мужчина был заворожен звуком музыки, Джёрёгумо связывала его в шелковые нити паука и съедала.

Джёрёгумо также может предстать в виде водопада. Легенда гласит, что в местечке Идзу на Сидзуока мужчина отдыхал у подножия водопада, когда его ноги были связаны нитями огромным количеством пауков. Он перерезал нити и привязал их к пню, который вытащил из земли. После этого инцидента жители деревень стали бояться пауков и перестали ходить к водопаду. Тем не менее, однажды лесоруб из города, не зная истории, начал рубить дрова в этом районе. Когда он случайно уронил топор в воду, то нырнул в бассейн, чтобы найти его. Красивая женщина появилась и вернула топор, сказав ему никогда не рассказывать никому о ней. Затем мужчина напился и впал в глубокий сон, чтобы никогда не проснуться.

В сказаниях Берега Слоновой Кости паук символизирует человека суетного и непостоянного, увлеченного эфемерными и тщетными победами, значение которых мгновенно улетучивается; человека, неспособного радикально изменить собственную сущность.

Паук – насекомое, приносящее удачу. Паук в доме – добрая примета, знак процветания и счастья. Если он спустится или упадет на человека с крыши, этот человек скоро получит наследство или деньги из какого-нибудь неожиданного источника. Маленького красного паучка называют по-английски «деньгопрядом»; если такой паук ползает по одежде, то ее скоро заменят на новую; если его поймать и носить в кармане, этот карман всегда будет полон денег.

Школа Лизы Чёрной

Паук. В мифопоэтических традициях с образом Паука связываются творческая деятельность, профессионально-ремесленные навыки, трудолюбие, благоприятные предзнаменования (ср. в связи с этим запрет убивать Паука), мудрость, а также холодная жестокость (ср. высасывание крови, дьявол -личность как реализацию символических значений Паука в христианстве), жадность, злобность, колдовские способности.

Известно использование Паука в магической медицине как для предохранения человека от болезней, так и для насылания их на него (в чёрной магии). С магическими целями Паука изображается на талисманах I североамериканские индейцы чиплева подвешивали над колыбелью младенца паутинку, чтобы предохранить его от какого-либо вреда).

Известны рассказы о том, как Паук спас младенца Христа от жестокости Ирода (ср. аналогичные мотивы о спасении от врагов Давида, Мухаммада с помощью Паука и сотканной ими паутины). Превращённый в Паука за некий проступок мифологический персонаж человеческой природы (ср. греческий миф об Арахне) сохраняет способность к ремеслу.

В других случаях обладающий искусством тканья Паук обучает людей перворемеслу (у южноамериканских индейцев тоба Паук был первым ткачом); оно нередко является первым из ремесел, благодаря которому был создан мир или важнейшие его части.

Так, в древнеиндийской традиции Брахма, подобно Пауку, ткёт из самого себя паутину мировых законов и явления (здесь паутина — образ космической ткани, первовещества вселенной); у народов акан (Западная Африка) паук Ананси — старейшее из живых существ, у науранцев — божественный Паук-творец Ареоп-Энап создает из раковины улитки землю, из пота — первородное море и из камней — людей; божество-творец у индейцев сиу — паук Сусистинако, изобразив в нижнем мире крест, определил четыре основные стороны света.

Мотиву превращения человека в Паука в наказание близок мотив оборотничества Паука (ср., например, китайское предание о Пауке-оборотне, который принимает вид буддийского монаха, играющего на цитре; подаренная герою цитра превращается в паутину и опутывает его).

В дунганской мифологической сказке красивый юноша-Паук по ночам приходит к девуш-ке, которая с каждым днем тает; он был обнаружен с помощью иголки с ниткой, воткнутой в его одежду, но люди не смели его убить, так как огненная рука с неба (= молния) похитила Паука-оборотня.

В целом ряде фольклорных текстов паутина служит путеводной и / или спасительной нитью, соединяющей при этом небо и землю либо какие-нибудь точки горизонтальной плоскости (в амхарской сказке умный Паук сумел перебраться через ручей на легкой паутинке, подхваченной ветром).

Способность к передвижению во всех направлениях объясняет постоянно отмечаемый в сказках мотив хитрости Паука, нередко выступающего как трикстер (ср.: «Я был хитёр, я придумал хитрость» в одной из сказок хауса), хотя обманывают и Паука.

Мотив хитрости Паука иногда сочетается с мотивами жадности и жестокости (ср. сказки о Пауке и мухах, комарах и других мелких насекомых; русскую сказку о мизгире — Афанасьев № 85—86, ср. «Запутался, что мизгирь в тенетах»). Одна из очень популярных персонификаций Паука — распространённый у американских индейцев образ Паука-мужчины и Паука-женщины, выступающих в качестве творцов, культурных героев, трикстеров.

Паук в христианской Европе ¬ зловещий символ алчности, кровожадности, хитрости и дьявольского коварства. Такое несправедливое отношение к полезному существу можно объяснить только ненавистью христианства ко всему языческому, так как у древних народов в Европе паук ¬ зловещий символ алчности и хитрости , а в Азии, Африки, Америки, Австралии, Океании, Т.е. практически повсеместно, паук олицетворял мудрость, созидание, богатство и удачу, а спускающийся сверху на паутине рассматривался как чудесная эмблема божественных даров.

В мифолоrии этих народов паук ¬ лунный и женский знак, спутник боrинь Луны, а иноrда и демиурr, устроитель Bceленной, как в древнеиндийских мифах. Ту же роль демиурrа микронезийцы остpовов rилберта отвели своему rлавному божеству Ha¬ Реау «господин Паук»).

Воплощением земной мудрости и божественных сил творения выrлядит в мифах хопи Кокиянrвуши «<Паучиха» ) ¬ первое земное существо, созданное твоpцом мира Тайовой для заселения планеты.

В мифах североамериканских индейцев леrендарный Человек -паук связывает воедино Землю и Небо своими прочными невидимыми нитями. Индейцы почитали паука и как подателя дождя, и как защитника от штормов.

Символика творчества подчеркивается и в широко известном древнеrреческом мифе о Лидийской искуснице Apaxне, превращенной завистливой Афиной в паука. В изобразительном искусстве миф об Арахне проиллюстрировали на своих бессмертных полотнах такие нeпревзойденные мастера живописи, как Рубенс, Тинторетто, Веронезе и Веласкес.

Во всех релиrиях, за исключением христианства, паук выrлядит как полезное или даже божественное создание. У мусульман есть предание о том, как паук спас пророка Мухаммеда. Однажды Myхаммед, преследуемый враrами, спрятался от них в темную пещеру.

Достиrнув пещеры, убийцы хотели было ее обыскать, но, заметив у входа в нее нетронутую паутину, решили, что там никоrо нет, и поспешили дальше. С тех пор мусульмане почитают паука как божественное существо, убивать которое ¬ тяжкий rpex.

Любопытно, что точно такую же историю итальянцы рассказывают о святом Феликсе, японцы ¬ о леrендарном repoe Иороитомо, а христиане ¬ о чудесном спасении Святоrо Семейства.

Однако лишь последние и проявили по отношению к пауку чудовищную неблаrодарность, сделав ero отвратительным символом алчности, кровожадности, нечистых побуждений и олицетворением caмoro Сатаны, со злобным коварством расставляющеrо свои паучьи сети rpexoвных соблазнов для уловления наивных человеческих душ.

Впрочем, некоторая нeгативная оценка паутины звучит и в индуизме, rде она является аллеrорией «майя» ¬ хрупкости, иллюзорности и предопределенности земного бытия.

В христианской иконоrpафии паук в чаше св. Норберта служит аллеrорией oтравленного питья. Этот сюжет иллюстрирует церковное предание о том, как нeмецкий проповедник Норберт выпил отравленное вино, предназначавшееся для ero причащения, но блаrодаря своей фанатичной вере остался невредим.

В черной маrии, по мнению отцов инквизиторов, пауки в совокупности с друrими дьявольскими инrредиентами использовались для составления различных колдовских снадобий. Соrласно средневековым поверьям, анrлийские ведьмы, наловив множество пауков, мorли с их помощью повелевать бурями и штормами.

В истории шотландскоrо королевскoro рода Брюсов паук сыrрал весьма видную роль. Летом 1306 rода анrлийский король Эдуард 1 (1272¬ 1307), известный под rрозным прозвищем сокрyшителя скоттов, разrромил повстанчес¬кие отряды возмутившихся против ero власти шотландских rорцев, а их предводитель, Роберт Брюс, был вынужден укрыться от поrони на острове Ратлин.

Там rордый шотландец укреплял свою волю, наблюдая за кропотливой работой паука. По леrенде, этот паук и предсказал Брюсу победу над анrличанами. Научившись у ратлинскоrо паука терпеливо сносить все невзrоды, вождь шотландских повстанцев принялся упорно ковать rpядущую победу.

Через восемь лет в битве при Баннокберне он разrромил захватчиков наrолову и, освободив родину от иrа анrличан, стал королем Шотландии. С тех пор в роду Брюсов пауки считались священными.

Поrодная мантика располаrает большим количеством народных примет, порожденных мноrовековыми наблюдения¬ми за особенностями поведения метеoчувствительных пауков. В качестве примера приведем здесь лишь некоторые из них.

Если паук прилежно трудится, протяrивая длинные нити, значит, следует ожидать ясную солнечную поrоду. Если паук неподвижен, бездеятелен, не чинит порванную ветром сеть, значит, вскоре пойдет дождь.

Если паук¬крестовик сам обрывает нити паутины, значит, ожидается дождь с сильным ветром. Если пауков видно мнoro, ближайшие дни будет ясная, теплая поrода, ну а если нет ¬ значит, нет.

Статья взята с сайта Мифологическая энциклопедия

Кто знаком с научной классификацией пауков, тот знает, что латинское их наименование — Arachnida (арахниды). А вот произошло оно не просто так, а из греческих мифов.

Истоки этой легенды относят нас ко временам, когда одно упоминание о Боге с Олимпа приводило простых смертных в состояние безропотного поклонения и беспрекословного смирения. Что же произошло в те поистине мифические века? Сейчас узнаем…

Греческое сказание о том, как разгневанная Афина превратила Арахну в паука.

В далекие времена, когда боги Олимпа еще правили земными существами, жила у подножия великой священной горы девушка, имя ее было – Арахна. Делом всей ее жизни было вышивание и ткачество. Создавала она такие материи невиданной красы, что даже лесные Нимфы приходили к ней полюбоваться на ее искусные работы.

Но девушка, как говорят в наши дни, слегка «зазвездилась». Арахна бесконечно хвасталась своим мастерством и была абсолютно уверена, что никто не сравнится с нею в этом деле. Однажды она даже имела оплошность сказать, будто сама Афина (богиня, покровительница мудрости и искусства) не сумеет сотворить материю лучше, чем она, Арахна.

Слова простой девушки не могли не задеть саму жительницу Олимпа. Однажды, Афина спустилась с горы и под видом старой женщины пришла в жилище к Арахне. Богиня попыталась убедить мастерицу, что дескать, нельзя так отзываться о богах, ибо навлечешь на себя их гнев! Однако и Арахна была не из робкого десятка. «Что же, — сказала девушка – если потребуется, то готова я потягаться и с самой Афиной!»

Богиня и простолюдинка решили посоревноваться — кто лучшая мастерица.

Тут богиня приняла свой истинный облик и ответила на вызов, брошенный ею простолюдинкой. Обе выбрали для себя образы, которые будут изображать на своих покрывалах. Арахна решила вышить разные сцены из бытия Олимпийских богов, в которых они были совсем не святыми созданиями, а всего лишь слабыми существами, подверженными человеческим страстям. Афина предпочла более высокую «тему» для вышивки и решила отразить на покрывале сцену победы над Посейдоном.

Вряд ли сейчас кто-то докажет: чья работа была лучше и прекрасней. Известно только одно: Афина в гневе разорвала покрывало Арахны, чем вызвала у девушки бурю переживаний. История гласит, будто Арахна даже пыталась с горя повеситься на дереве, но… но Афина вытащила девушку из петли. Дальше произошло самое интересное: богиня окропила Арахну волшебным соком, сделанным из магической травы, и превратила ее в… паука! При этом, в наказание она велела «букашке» вечно ползать и ткать свою паутину. Такая вот коварная месть за отказ от поклонения богам! Так и появилась древняя легенда о происхождении пауков на нашей планете.

С тех времен паук обречен на вечное ткачество.

С той поры пауки обречены на вечное плетение своей паутины. К слову сказать, некоторые из них отточили свое мастерство настолько, что действительно могут посоревноваться с именитыми ткачами!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сотворение животных

О происхождении зверей рассказывается не только в мифе о чудесной шубе. Разными творцами, согласно преданиям обских угров, были созданы звери и рыба — источник существования этого народа. Дух земли у хантов создал медведя; дух неба — северного оленя; лесной дух — лису, белку и других лесных зверей.

Существует легенда о происхождении земной птицы — скопы. У Верховного бога Нуми-Торума был сын по имени Скопа-Сюхэс. Бог послал сына на землю для добрых дел да велел одеться потеплей. Но сын не послушал и, замерзнув, упал замертво. Богу стало жаль сына, и он превратил его в птицу скопу: она летает очень высоко, но все равно не может достичь неба.

Рассказывают, что рябчик был раньше большой птицей. Однажды он внезапно вспорхнул и напугал Нуми-Торума. Разгневанный бог разорвал его на семь частей и разбросал по семи сторонам света. С тех пор рябчики стали совсем небольшими (в сходном мифе коми в роли Нуми-Торума выступает Стефан Пермский).

В кукушку превратилась женщина, которой дети отказались принести кружку воды. Когда мать стала птицей, дети принялись просить ее выпить воды, да было поздно.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >