Как правильно наказать собаку?

Собака – одомашненный хищник, поэтому даже в городской квартире она продолжает жить по законам стаи. Молодые и взрослые особи пытаются отстоять свое лидерство с помощью агрессии и мелких шалостей, которые любящие хозяева стараются игнорировать, ведь ругать пса – плохо. Животное можно и нужно наказывать, чтобы показать, кто главный, и защитить дом и семью от выходок избалованного питомца.

Вожак стаи

Человек, решивший заняться воспитанием собаки, должен сначала завоевать ее любовь и уважение. Установить контакт легче со щенками, ведь они более общительные и привязываются быстрее. Взрослые питомцы, особенно взятые из приюта, относятся к очередному хозяину с недоверием и даже агрессией. В период адаптации пса к новым условиям с ним нужно быть максимально сдержанным и доброжелательным, даже если он погрыз диван или спрятал все домашние тапочки. Одновременно нельзя молча следить, как питомец справляет нужду посреди комнаты или разбрасывает вещи со шкафа.

Что должен делать хозяин, чтобы завоевать любовь животного? Регулярно играть с ним и ходить на прогулки, постоянно разговаривать и угощать чем-нибудь вкусным. Чтобы закрепить за собой роль вожака, нужно:

  • запрещать псу спать на хозяйском месте;
  • не позволять запрыгивать на диван или кровать;
  • отчитывать, если он ворует еду со стола;
  • ежедневно разучивать элементарные команды, как «сидеть» или «лежать»;
  • лишать собаку прогулок, если она ведет себя слишком агрессивно;
  • хвалить за правильное поведение и выполнение команд;
  • контролировать передвижение пса во время прогулки, заставляя идти рядом с хозяином.

Когда между животным и человеком будет установлена связь, собака будет стараться вести себя примерно, чтобы ее хвалили и поощряли. Владельцу не придется применять физические наказания, достаточно будет и психологических приемов.

Когда наказывать

Большинство собаководов-любителей делает одну и ту же ошибку: они начинают ругать или бить собаку за проступок, который она совершила несколько часов назад. Даже если человек был на работе, а после возвращения домой увидел подранный диван и разбросанный мусор, нельзя сразу хвататься за газету и бежать вершить правосудие. С собаками работает принцип: «Сейчас или никогда». Они что-то погрызли, перевернули, описали, а спустя несколько минут забыли. Они не поймут, почему хозяин кричит и размахивает испорченным сапогом или тыкает их носом в лужу.

Если владелец видит, как пес обрывает обои или пытается стянуть со стола куриную тушку, он его наказывает на месте. Не успел, не уследил – убрал, выпустил пар с помощью спорта или медитации, забыл.

Наказания не должны зависеть от настроения. Человек был зол и накричал на животное за сворованную сосиску, а в следующий раз он был весел и только посмеялся? При таком поведении хозяина пес не сможет понять, хорошо он делает или плохо. Всегда за одну и ту же провинность следует наказывать одинаково, даже если нет сил или стало жалко питомца. Воспитание – это занятие серьезное и ответственное, в котором нет слов «не хочу», «он так смотрит», «в следующий раз он не будет». Есть только методичность и строгие правила, которые пес не может нарушать.

Разрешенные методы

Существует несколько вариантов наказания непослушного питомца. Какой тип выбрать, зависит от самого проступка. Кинологи рекомендуют использовать психологические разновидности, а если они не работают, то можно прибегать и к физическим способам.

Плохая собака
Наиболее простой и безопасный вариант – отчитать виновника. Съел кроссовки? Получил выговор и понял, что это не приветствуется. Хотя и ругать питомца нужно уметь. Нельзя повышать голос или переходить на крик, ведь в таких ситуациях собака может отреагировать агрессивно: зарычать или даже попытаться укусить хозяина. Воспитатель должен сохранять спокойствие и работать поэтапно:

  1. Сделать строгое лицо и подозвать к себе провинившегося любимца, обязательно назвав его по имени.
  2. Немного наклонится и посмотреть собаке в глаза. Желательно не моргать и не переводить взгляд в сторону, чтобы животное почувствовало: здесь главный хозяин, его нужно уважать и немного бояться.
  3. Сердитым голосом сказать, что питомец – плохой, нельзя так поступать. Слова нужно выговаривать четко, рекомендуют использовать фразы, как «Фу» или «Нельзя», которые у животного ассоциируются с запретом.
  4. Желательно не махать перед мордой пса рукой или пальцем, можно вооружиться сложенной газетой или листом бумаги.

Если проступок был достаточно серьезным, собаку лишают прогулок и общения на 1–2 дня. Недельный бойкот не даст желаемого эффекта, ведь питомец забудет о причине игнорирования буквально через несколько часов.

Наказание за маленькие шалости должно быть минимальным. Можно поругать виновника и 2–3 часа не отвечать на его попытки подлизаться, но потом простить, а вечером просто не дать привычную вкусность.

Шлепки: за и против
Физические методы допустимы, если питомец не реагирует на замечания или ведет себя вызывающе. Боль заставит его понять, что так поступать нельзя, но она должна быть умеренной и нечастой. Регулярные побои сделают из здорового и активного животного забитое и нервное существо, которое при виде хозяина прячется под стол или начинает скулить.

Следует использовать сложенную газету или несколько обычных листов бумаги, скрученных трубочкой. Такое приспособление больше пугает, ведь питомцы не любят слишком громкие звуки. Нельзя замахиваться газетой перед мордой собаки, ведь она может вцепиться в нее или в руку хозяина.

Физические методы допустимы, если животное:

  • во время прогулки кидается на прохожих и не реагирует на команды;
  • попыталось укусить человека, когда тот уронил на пол еду и наклонился, чтобы ее поднять;
  • ведет себя агрессивно по отношению к детям или пожилым членам семьи, игнорируя замечания хозяина;
  • продолжает рвать обивку дивана или грызть тапок, хотя ей приказали прекратить и отругали.

Если пес рычит на человека, когда тот отчитывает его за провинность, или демонстрирует замашки вожака, рекомендуют схватить его за шею и прижать к земле. Именно так поступает вожак стаи с теми, кто попытался его ослушаться.

Водные процедуры
Заменить шлепки можно водой, с которой большинство собак старается не контактировать. Небольшое количество жидкости остудит пыл разбушевавшегося питомца и поставит его на место. Главное, чтобы вода была не слишком холодной или горячей. Достаточно стакана или чашки, не нужно выливать на виновника целое ведро.

В целях воспитания подойдет и бутылка с пульверизатором. Схватил тапок? Начал грызть цветок? Один-два нажатия на распылитель, и обиженный вредитель с плачем убегает в другую комнату.

Воспитание щенков
С молодыми особями рекомендуют вести себя, как их мама. Когда щенки начинают бушевать или доставать родительницу, она берет детей зубами за холку и легонько встряхивает. Хозяин должен поступать аналогичным способом: схватил за шкирку, поднял на несколько сантиметров над землей и потряс. Прикрикнул для усиления эффекта и посмотрел на него грозным взглядом. Щенок заскулил? Поставил его на пол, и пускай бежит по своим делам.

Запрещенные способы наказания

  1. На собаку нельзя кричать, даже если очень хочется. Щенки пугаются и становятся трусливыми, а взрослые особи могут ответить на агрессию человека.
  2. Нельзя запирать питомца в комнате, лишая еды и воды. Никакого урока пес не получит, но обиду на хозяина затаит.
  3. Если животное приняло смиренную позу: опустило голову, прижало уши, перевернулось на спину, следует немедленно прекратить его отчитывать или бить. Собака подчинилась и согласилась, что виновата. Продолжая выливать на нее свою обиду или злость, хозяин может добиться противоположного эффекта, когда питомец взбунтуется и перестанет слушаться.
  4. Нельзя бить пса поводком или ошейником, иначе он будет бояться этих аксессуаров и не позволит надеть их на себя во время прогулки.
  5. Если хозяин пинает животное ногами, на улице пес старается отойти подальше, ведь постоянно ожидает подвоха. Нельзя хлестать его руками или предметами своей одежды, ведь со временем запах человека начнет ассоциироваться с болью и вызывать агрессию.

Хозяин, наказывающий собаку за проступки, поступает правильно. Питомец должен осознать, что главный в семье – человек, а он один из его подчиненных. Только в таком случае у животного формируются здоровые привычки, и пес чувствует себя защищенным и любимым.

Начну с ответа на один из самых часто задаваемых вопросов – можно ли наказывать собаку? Отвечаю со всей ответственностью – не только можно, в ряде случаев наказывать собаку нужно безоговорочно! Если поощрение увеличивает вероятность повторения предшествующего ему поведения, то наказание – эту самую вероятность снижает. Изначально, собака не знает – что можно, а что нельзя. Объяснить ей словами это невозможно. Именно посредством наказания ставятся запреты на нежелательное поведение.

Другой вопрос – можно ли обойтись без наказания? Можно, если вы хотите вырастить невоспитанную разбалованную собаку. В ином случае, без наказания не обойтись. Если ограничиться поощрением хорошего поведения – как это рекомендуют «новые» кинологи – то что будет удерживать собаку от плохого? К примеру, если ей захочется полакомиться со стола. Без наказания, животное даже не будет знать, что этого делать нельзя. В норме, именно страх наказания сдерживает от нарушения запретов. Достаточно сказать, что всех владельцев проблемных собак, с которыми мне приходилось иметь дело, объёдиняет одно – неумение/нежелание наказывать. Будьте гуманными, и такие проблемы поведения, как агрессия (к своим и посторонним), воровство, подбирание отбросов, и многие другие – не заставят себя ждать.

Вредители от кинологии стращают неопытных собаководов тем, что, дескать, в результате наказания, в лучшем случае, собака озлобится и станет бояться хозяина; а в худшем, ответит агрессией на агрессию. Чепуха! Во-первых, нормальный хозяин в большей мере является источником приятных ощущений для собаки, чем неприятных. А конечное отношение к нему формируется на основе их суммирования. Если от хозяина исходит не только наказание, но и ласка, то опасаться собаке нечего. Тем более, если наказание применяется правильно, то собака прекрасно знает, с чем оно связано; и если она не совершала никаких проступков, то и причин для тревоги у неё не будет. Во-вторых, агрессией на наказание может ответить только собака с агрессией доминирования, укрепившаяся в своей безнаказанности. Либо, собака с агрессией самозащиты, подвергавшаяся ранее длительным беспричинным избиениям. Во всех остальных случаях, эти опасения беспочвенны.

Наказание – мощнейший инструмент коррекции поведения. Гораздо более действенный, чем поощрение альтернативного поведения. Правильное наказание позволяет не только предотвратить развитие множества поведенческих проблем, но и устранить уже существующие. Единственно возможное негативное следствие наказания, это кратковременное охлаждение отношений. Да и то, это бывает лишь в случае сильного наказания. Например, в ответ на проявление агрессии к хозяину или его близким. Однако, потенциальная польза от него – в виде предотвращения новых эпизодов агрессии – значительно превышает риск кратковременного охлаждения отношений. Кроме того, наказание существенно повышает ранг хозяина в глазах собаки, т.к. наглядно демонстрирует его превосходство. А недостаточное превосходство хозяина, само по себе является источником множества поведенческих проблем.

Теперь, давайте рассмотрим – в каких случаях наказывать собаку? Общее правило таково: данную меру воздействия следует применять тогда, когда собака проявляет нежелательное поведение – напрыгивает на людей, проявляет агрессию, подбирает с земли – либо, сразу после совершения нежелательных действий. При этом, для успешной коррекции поведения очень важно соблюдать постоянство в требованиях к животному.

В общем, под наказанием следует понимать любые события, вызывающие у собаки неприятные эмоциональные ощущения. От рывка поводком до выдворения на окраину жилой территории. Я не разделяю понятия наказание и отрицательное подкрепление. Наказание, более широкое понятие; и включает в себя, в том числе, и отрицательное подкрепление. Просто наказание бывает своевременным и отсроченным. При этом, наказание может исходить как от хозяина, реже других людей, так и быть анонимным. Как, например, наказание посредством электронного ошейника.

Традиционное наказание – исходящее от хозяина, без спецсредств – сочетает в себе интонационное, зрительное и физическое воздействие. При этом, большое значение имеет внутреннее состояние наказывающего. Запомните, эмоция рождает наказание! Если хозяин действительно в гневе, то это проявится в его интонации, взгляде, движениях. Именно вид разъяренного хозяина оказывает наибольший эффект на собаку, а вовсе не физическое воздействие. Любая фальшь будет сразу распознана и это сведет весь эффект к нулю.

Воздействие голосом. Собаки очень хорошо реагируют на тон произносимых слов, по звучанию голоса они определяют эмоциональное состояние говорящего. По всей видимости, угроза/порицание в голосе действуют на собак сами по себе, даже вне связи с физическим наказанием.

Когда вам нужно быстро прервать какое-либо нежелательное поведение собаки, ошеломить её, используйте 4-й голосовой режим – акустический удар. Вы как бы выстреливаете слово, акцентируя всю силу голоса на последнем слоге («Нель-зя!!!»). Перед тем как наказать собаку, у вас есть 1-2 попытки осадить её голосом. С каждым повтором ваш голос должен звучать все более низко и угрожающе. Потом нужно наказывать физически, иначе собака поймёт, что это пустые угрозы, и привыкнет не обращать на них внимания.

Также, когда вы ругаете собаку за уже совершенное нежелательное действие – в вашем голосе должен звучать металл. Говорить надо жестко, чеканя каждое слово. А ваш взгляд должен быть прикован к глазам собаки.

Воздействие взглядом. Глаза, как и голос, отражают внутреннее состояние индивида и его психическую силу. Тяжелый взгляд подавляет волю животного. Порой одного пристального взгляда хватает, чтобы призвать собаку к послушанию.

Наказание взглядом. В тех случаях, когда пёс не слушается, игнорирует вас – хотя и прекрасно знает, что вы от него хотите – эффективным будет применение следующего приема:
Зафиксируйте голову собаки руками, держа за шкуру на щеках и – периодически выговаривая ей за плохое поведение («Я кому сказал?!») – сверлите её взглядом. Когда собака пытается отвести взгляд/ отвернуть голову, тут же возвращайте её в первоначальное положение со словами «В глаза смотреть!». Если собака огрызается – накажите её физически, после этого продолжайте давить взглядом, как описано выше. Длительность воздействия — примерно 1-2 минуты, смотрите по ситуации и поведению животного.

Физическое воздействие. В основном, физическое наказание осуществляется посредством нанесения ударов – руками, ногами, подручными средствами – рывков поводком, и удержания собаки в позе подчинения.

При физическом наказании собаки, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • Для нанесения ударов используйте ладони и внутреннюю сторону стопы. Такие удары не причинят вреда вашей собаки, даже если наносить их со всей силы. Ладонями можно хлестать по морде и заду, ногами — бить по бокам и ляжкам. Удар ладонью по боковой стороне морды – безвреден для собаки, но производит сильный ошеломляющий эффект. Наиболее целесообразно давать пощечины, когда нежелательное поведение осуществляется посредством морды. Например, когда собака рычит на вас, прикусывает за руки, и т.д. Ноги можно подключать, если собака среднего или большого размера. В особенности, если она сильно провинилась. Дрессировщики – пограничники, называют это 45-ой поправкой, по размеру солдатских сапог.
    Также, сильный эффект даёт щипок с оттяжкой за боковую складку живота. Удобнее всего делать щипок, когда внимание собаки сосредоточено на процессе совершения нежелательного действия, а вы находитесь позади неё. Например, когда собака кидается на кого-либо, или подбирает с земли пищевые отбросы.
  • Избегайте ударов по ушам, глазам и животу. Нельзя бить носком стопы, это опасно для собаки. Нельзя бить кулаком, можно повредить себе кисть. Помните — собаку нужно наказать, а не покалечить.
  • Берегите руки, используйте подручные средства. Подойдет веник, полотенце, тапок, свернутый в трубочку журнал или газета, отрезок резинового шланга, лозинка, и прочие подобные вещи. Вопреки расхожему мифу, можно наказывать и поводком. Также, хороший эффект дают рывки «строгим» ошейником.
    Ещё, в качестве наказания можно бросать чем-нибудь в собаку. Например, если собака подбирает с земли, вы можете пульнуть в неё цепочкой, связкой ключей, снежком, комом земли, и т.п. При этом, целиться надо в заднюю часть тела.

Для закрепления эффекта, можно схватить пса за шкирку, резким движением придавить к земле, и, удерживая в этом положении, почитать нотации. То же самое следует делать с собаками мелких пород, слишком хрупкими для битья. После чего, выгнать в самую отдаленную часть дома и подержать там некоторое время.

Разумеется, наказание должно быть адекватным проступку собаки. Одно дело, если собака справила нужду в неположенном месте. И совсем другое, когда проявила агрессию на хозяина/ членов семьи. В первом случае, достаточно отругать и шлёпнуть разок по заднице. Во втором, даже избиения ногами будет мало.

Групповое наказание изгнанием с территории. Вожак в собачьей стае, может побуждать других членов стаи выступить против соперника. Мы тоже воспользуемся этим. Как только собака зарычала на кого-либо из членов семьи, тут же все должны собраться вместе и плечом к плечу стать против собаки. Взгляд всех членов семьи должен быть устремлен на собаку, каждому нужно высказать несколько слов угрожающим тоном. Самый сильный член семьи должен пинками, выгнать собаку в самую отдаленную и малообитаемую часть дома. Это сродни тому, как вожак в собачьей стае изгоняет соперника на самую окраину своей территории. Подержите там пса некоторое время — уединение действует угнетающе на психику собак.

Мне нередко приходится слышать, что, дескать, мы пробовали наказывать собаку, а толку нет. На самом деле, эти люди просто не умеют правильно наказывать собаку. В чем я неоднократно убеждался. Чтобы наказание работало, необходимо соблюдать ряд условий:

  1. Наказание должно быть своевременным. В идеале, наказывать собаку надо в момент совершения нежелательного действия. Либо, сразу после него. Когда совершенный поступок ещё не «выветрился» из памяти животного. В опытах И. Павлова по выработке отставленных условных рефлексов, было показано, что собаки способны связывать два события с интервалом в полчаса. Но эти опыты проводились в т.н. башне молчания. Где ничего другого попросту не происходило. В быту же, в связи с обилием посторонних раздражителей, собака забывает о своем «промахе» гораздо быстрее. Поэтому, если после совершения нежелательного действия прошло какое-то время, наказание будет бесполезно.
  2. Надо прекращать/отменять наказание, если собака прекратила нежелательное поведение. К примеру, если вы крикнули «Нель-зя!!!» и собака отказалась от своего намерения погнаться за кошкой, то не стоит её наказывать. Поведенческие эксперименты М.Селигмана показали, что, если действия собаки не влияют на результат, то наступает т.н. выученная беспомощность, когда животное даже не пытается избежать неприятных последствий. Это означает, что собака не будет реагировать на запрещающую команду, если наказания всё-равно не избежать.
  3. Негативные эмоции от наказания должны перевешивать позитивные эмоции от продолжения запретного поведения. Нужно понимать, что наказание работает лишь постольку, поскольку стимулирует мотивацию самосохранения, которая подавляет конкурентную мотивацию, являющуюся движителем нежелательного поведения. Соответственно, наказание должно быть достаточно сильным, чтобы отбить у собаки охоту к продолжению/повторению запрещенного поведения. Если вы наказали собаку, а она тут же берётся за старое, значит вы наказываете слишком слабо.
  4. Наказание должно доходить до фазы подчинения. Любое наказание нужно заканчивать лишь тогда, когда ваша победа не вызывает сомнений. Иначе это не наказание, а стычка. С какой бы поведенческой проблемой вы ни боролись посредством наказания – агрессией, игровыми покусами, напрыгиваниями — если вы будете останавливаться на полпути, то не только не отучите собаку, но и сделаете её упорнее. Поскольку она поймёт, что если проявить настойчивость, то можно добиться своего. Поэтому, наказание должно подавлять любое сопротивление на корню. Не допускайте паритета, ничья — это первый шаг к поражению.

Правильный вариант написания слова: наказываешь

Правило

Мягкий знак в конце

Начнем с мягкого знака:

  • в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.

Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

  • Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
  • Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:

стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.

Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:

носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

хотЕТЬ -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ

бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ

чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ

есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят

дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого глагола в 3 лице множественного числа (они что делают?).

  • Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

  • Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

Морфологический разбор слова наказываешь

1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: Наказывать (инфинитив);
Постоянные признаки: 1-е спряжение, переходный, несовершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 2-е лицо.
3. Синтаксическая роль: обычно выступает в роли сказуемого, смотрите по контексту.

Примеры использования и цитаты

Я хотела жить, я хотела любить, — боже! ведь это не грех, — за что же ты так наказываешь меня? Вырви меня из этого круга, вырви меня из этой грязи! Дай мне силу сделаться опять уличной женщиной в Париже, я не прошу у тебя…

Что делать?. Глава первая. II (Чернышевский) — читать…

Похожие слова

доводишься, производишься, используешь

Наказание — это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Как и другие методы воспитания, наказание рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов в стимулы внутренние.

Известны следующие виды наказания:

  • наложение дополнительных обязанностей;

  • лишение или ограничение определенных прав;

  • выражение морального порицания, осуждения.

В нынешней школе практикуются разнообразные формы наказаний: неодобрение, замечание, порицание, предупреждение, обсуждение на собрании, взыскание, отстранение от занятий и т. д.

Технология применения

Рассмотрим технологию применения наказаний. Ситуация наказания — конфликтная ситуация. Поэтому необходимо знать те условия, которые определяют эффективность метода наказания.

  1. Наказание действенно только тогда, когда ученик понимает, за что его наказывают, и он считает это справедливым. После наказания о нем не вспоминают, а с учеником сохраняют нормальные отношения: наказан — значит прощен.

  2. Наказание, справедливо налагаемое любимым авторитетным учителем, обычно имеет весьма положительное воздействие на ребенка. Однако то же наказание при всех внешних признаках справедливости, если оно исходит от учителя, к которому дети относятся с некоторой неприязнью, способно привести к конфликту, резкому ухудшению взаимоотношений в коллективе, эмоциональному срыву у наказываемого ребенка.

  3. Сила наказания усиливается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им. Ученик острее переживет чувство вины, если его поступок осудил не только педагог, но и товарищи, друзья. В конечном счете наказание оказывает большее положительное действие и помогает разрешить конфликт. Однако при этом необходимо учитывать взаимоотношения внутри коллектива, его степень развития и сплоченности, потому что на некоторых учащихся наказание посредством коллектива может не оказать ожидаемого эффекта.

  4. Не рекомендуется применять групповые наказания. В хорошо организованных коллективах за проступок всего коллектива иногда наказывают уполномоченных, но этот вопрос настолько деликатный, что требует очень тщательного разбора и анализа всей ситуации.

  5. Если наказание принято, то нарушитель должен быть наказан, то есть если учитель опоздал с наказанием, то он не должен наказывать. Здесь действует принцип: «Опоздал с наказанием — не наказывай».

  6. Употребляя наказание, нельзя оскорблять воспитанника, применять физические наказания и наказания, унижающие достоинства личности. Необходимо наказывать исходя не из личной неприязни, а из педагогической необходимости. При этом формула «проступок — наказание» должна соблюдаться неукоснительно.

  7. При решении вопроса, за что наказывать и каким образом наказывать, рекомендуется соблюдать следующую линию поведения: от наказаний, направленных преимущественно на торможение отрицательных поступков, черт характера, привычек, — к наказаниям, главный смысл которых — выработать определенные положительные качества.

  8. Основа для применения метода наказания конфликтная ситуация. Но не всякие нарушения и отклонения от нормы приводят к действительным конфликтам, и, следовательно, далеко не при всяком нарушении надо прибегать к наказаниям. Нельзя дать каких-либо общих и тем более конкретных рецептов в вопросе о наказании, так как каждый проступок всегда индивидуален, и в зависимости от того, кем он совершен, при каких обстоятельствах, каковы причины, побудившие его совершить, наказание может быть очень различным — от самого легкого до самого сурового.

  9. Наказание — сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае. Поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.

  10. Нельзя допускать превращения наказания в орудие мести. Нужно воспитывать убеждение, что воспитанника наказывают для его пользы. Не нужно становиться на путь формальных мер воздействия, ибо наказание действенно лишь тогда, когда максимально индивидуализировано.

  11. Индивидуализация. Личная направленность наказаний не означает нарушения справедливости. Это очень серьезная педагогическая проблема. Педагог должен определить для себя: если он принимает личностный подход, то наказания, как и поощрения, дифференцируются. Если же он отвергает индивидуальный подход, то видит лишь проступок, но не человека, совершившего его. Нужно объяснить свою педагогическую позицию воспитанникам — тогда они будут понимать, почему воспитатель поступает так или иначе. Есть смысл узнать их мнение и то, какую позицию они занимают.

  12. Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а также понимания, что одними наказаниями делу помочь нельзя. Поэтому наказания применяются редко и только в комплексе с другими методами воспитания.

Важной специфической особенностью наказания как средства педагогического стимулирования деятельности школьников является то, что их следует применять значительно реже, чем другие средства педагогического воздействия.

Известные педагоги о наказании

Известные педагоги, ученые, государственные деятели, которые стояли на гуманистических позициях, предостерегали от бездумного применения наказаний. Приведем некоторые примеры.

Русский педагог П.Ф. Лесгафт писал, что сила мягкого спокойного слова так велика, что с ней не может сравниться никакое наказание. Не был категоричен в применении наказаний и А.С. Макаренко, хотя сейчас некоторые считают его апологетом авторитарной педагогики. Макаренко писал, что наказание — очень тяжелое дело: оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности. Так, Антон Семенович был убежден, что наказание необходимо использовать как определенный вид требований, а «умная» система требований не только законна, но и необходима. Она помогает сформироваться прочному человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их.

Швейцарский педагог И. Г. Песталоцци также стоял на позициях гуманистической педагогики: «Ничто не вызывает у ребенка такого раздражения и недовольства, как то, что его наказывают за незнание, как за вину». Категоричен в отношении к наказаниям был К.Д. Ушинский, который писал, что страх телесного наказания не сделает плохое сердце добрым, а смешение страха со злостью — самое отвратительное явление в человеке.

В 1968 В.А. Сухомлинский опубликовал статью под названием «Воспитание без наказаний». В ней педагог не возражает против использования этого метода: «Наказание не только крайняя форма принуждения — это также одна из форм гражданской оценки поведения человека. Наказание перевоспитывает только тогда, когда в чем-то убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям». Но в то же время Сухомлинский утверждает: «Наказание не является чем-то неизбежным».

Правила применения наказания в семье

Наказание применяют родители во многих семьях. В каких-то ситуациях наказание оправдано, однако наказывать нужно грамотно. Вот несколько правил наказания от советского и российского психотерапевта и психолога Владимира Леви:

  1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.

  2. Если есть сомнение — наказывать или не наказывать, не наказывайте. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай».

  3. За один проступок — одно наказание. Если проступков совершено сразу несколько, наказание может быть суровым, но только одно — за все проступки сразу.

  4. Недопустимо запоздалое наказание. Иные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев — достаточное наказание.

  5. Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него — наказание.

  6. Не унижайте ребенка. Какой бы ни была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание вызывает у него отрицательную реакцию.

  7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках — больше ни слова.

Нельзя наказывать и ругать:

  1. Когда ребёнок болен, испытывает какие-либо недомогания или ещё не оправился после болезни: в это время его психика особо уязвима, а реакции непредсказуемы.

  2. Когда малыш ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.

  3. Сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, несчастный случай, плохая отметка, любая неудача, даже если в этой неудаче виноват он сам). Нужно, по крайней мере, переждать, пока утихнет острая боль (но это не значит, что нужно немедленно бросаться утешать).

  4. Когда ребёнок не справляется со страхом, невнимательностью, ленью, с подвижностью и любым недостатком, прилагая искренние старания. Когда проявляет неспособность, неловкость, глупость, неопытность. То есть во всех тех случаях, когда у ребенка что-то не получается.

Собака сопровождает человека испокон веков, делит с ним кров и еду. Нет никого преданней и бескорыстней, это лучший друг и компаньон человека. Однако это все же животное, со своими повадками, привычками, стайными инстинктами и т.п. Поэтому между собакой и человеком нередко происходят конфликты, суть которых в основном сводится к вопросу о том, кто главнее? Человек, не находя иных способов воспитания, поднимает на нее руку, делая непоправимую ошибку. И на вопрос, можно ли бить собаку, даже в целях воспитания, практически всегда нужно отвечать «нет».

Причем понимание новых методов воспитания пришло не так уж давно. Кинология прошлых лет шла по пути физического подавления животного. Эти методы были основаны на стайном чувстве собак, которое предполагало доминирование в виде их инстинкта. Считалось, что добиться власти над животным можно только путем насилия. Однако порой это приводило к обратным эффектам – страшному испугу и агрессии со стороны животных. Сейчас ситуация в корне поменялась. Современные исследования смогли доказать, что главенствующим должен стать метод мотивационно-поощрительного действия. Этот метод набирает обороты и уже дал неоспоримые результаты.

Последствия агрессивного отношения к животному

Что будет, если бить собаку? У пса пропадет доверие к хозяину. Человек, которому он доверил свою жизнь, вдруг причиняет ему боль, и сопровождается она обычно бранью. Пес не может понять, что произошло, потому что он понимает только лишь четкую причинно-следственную связь. Например, стянул кусочек колбасы со стола, хозяин отругал сразу, тогда собаке ясно за что. Если же вдруг случилось, что пес провинился утром, а хозяин ударил его спустя много часов, пес окажется в полном недоумении, не понимая и не помня, за что. Дело здесь в отсутствии у животного логического мышления, собака способна мыслить только «рассудком».

Собака может озлобиться, а это уже является опасностью. С маленькой собачкой можно справиться, а с большой недалеко до беды. Ответная реакция пса на агрессию отвечать ей же вполне понятна. В таких ситуациях отношения «собака-человек» просто заходят в тупик, и им приходится порой расстаться.

На заметку.Опытные кинологи никогда не бьют собаку руками. Их меры воздействия – это строгие ошейники, специальные дубинки и другие средства. Однако они знают меру болевого воздействия, рассчитывают силу, видят реакцию. В домашних условиях непрофессионал не сможет справиться с такими задачами.

Собака может сильно испугаться, что приведет в дальнейшем к расстройству ее нервной системы и, как следствие, к сопутствующим заболеваниям. Хозяин в гневе может причинить своему другу нестерпимую боль. Пес будет долгое время помнить ее, и при малейшей провинности у него станет появляться боязнь новой атаки со стороны хозяина. Однако это не приведет к послушанию и четкому выполнению команд, а сделает животное неуправляемым.

На заметку. Собака – это индивидуум с собственной жизненной позицией. Один из ее постулатов – это покой, когда он нарушен, нарушается жизнь питомца и хозяина также.

Из этих прописных истин становится ясно, почему нельзя бить собаку. А как же реагирует человек на такие конфликты? Конечно, агрессия отражается и на его психике, он становится злобным и раздражительным. У него возникают иногда чувства вины и жалости, которые усугубляются новой агрессией.

Например, ответ на вопрос, почему беременным нельзя бить животных, объясняется не только суеверными подходами (рождение неполноценного ребенка). Принимается во внимание и то, что агрессия, возникающая между беременной женщиной и собакой, может негативным образом отразиться на здоровье младенца и матери. И дело тут не только в психологическом аспекте, пес просто может напасть и сильно искусать будущую маму.

Методы воспитания питомца

Как же быть хозяевам, если их питомец ведет себя слишком вольно, не слушается, не выполняет команды, мешает окружающим? Методы воспитания разработаны и проверены временем.

Во-первых, нельзя упускать своевременную дрессировку щенков. Это период, когда в собаке закладываются азы поведения. Воспитывая правильно щенка, хозяин в дальнейшем получит покладистого, умного друга. Дрессировка должна быть основана на беспрекословном признании человека хозяином и лидером. Методы мягкого воспитания:

  • не позволять собаке идти впереди владельца на прогулке с помощью команды «Рядом!»;
  • пресекать попытки питомца не реагировать на команды с помощью поводка, ошейников и т.п.;
  • пресекать попытки питомца зарычать и броситься на хозяина командой «Место!» и пребыванием на лежаке некоторое время.

Во-вторых, использовать все накопленные в процессе развития кинологии методы: механический, пищевой, игровой и т.д. Часто возникает вопрос – можно ли ударить собаку по носу? Порой хозяин просто вынужден шлепнуть (но, не бить!) собаку. Например, в момент развития сильной агрессии, вполне подойдет легкий шлепок по носу. Собака запомнит его надолго, так как нос у нее чувствительное и болезненное место.

В-третьих, соблюдать основные правила дрессировки:

  • убедиться, что все возможности для воспитания пса присутствуют;
  • дрессировать бодрую и голодную собаку;
  • не давать питомцу сильно уставать;
  • больше играть с собакой;
  • сделать занятия позитивными.

Насилие в отношении кого-либо, и животных, в том числе, неприемлемо. Вопрос о избиении собаку должен кануть в прошлое, потому что необходимо понять, что насилие и агрессия не приносят желаемых результатов, а вызывают только лишь обратный эффект. Последствия агрессивного отношения к животному могут стать непоправимыми. Собака, не понимая причин насилия, обороняется, проявляет агрессию, не слушается и т.п. В данном случае есть только два пути выхода из ситуации – пригласить на помощь специалиста либо навсегда расстаться.

Собака – друг семьи, защитник, компаньон. Только мягкие методы воспитания, любовь и дружба, помогут установить отношения, базирующиеся на правилах сосуществования животного и человека в одном доме.

Об авторе: Екатерина Алексеевна Софорова

Ветеринарный врач отделения интенсивной терапии ветеринарного центра «Северное Сияние». Подробнее обо мне читайте в разделе «О нас».