Единорог существует или нет?

Описание и символика

У древних авторов

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 11 февраля 2014 года.

Антилопа ориксИзображение единорога в Абердинском бестиарии, конец XII века

Самым ранним изображениям единорогов больше 4 тысяч лет, это самый распространённый художественный мотив индской цивилизации. Гораздо позже единороги стали появляться в мифах Западной Азии. В древней Греции и Древнем Риме считались реально существующими животными. Изображения единорога, попадающиеся на древнеегипетских памятниках и на скалах южной Африки, являются рисунками антилоп с прямыми рогами (например, антилопы бейза и орикс), которые, нарисованные в профиль и без учёта перспективы, кажутся однорогими. Также встречались однорогие антилопы в случае, если второй рог ломался в поединке.

Единорог
(рисунок из «Библейской энциклопедии»)

Первое упоминание об однорогом животном на Западе относится к V веку до н. э. Ктесий, который 17 лет служил лекарем при персидском дворе, вернувшись в Грецию в своей книге «Описание Индии», описал диких индийских ослов массивного сложения, имеющих один рог на лбу, а также красную голову, голубые глаза и туловище. По описанию Ктесия, всякий, кто выпьет воды или вина из рога этого животного, тот никогда не будет подвержен болезням. Порошок, соскобленный с этого рога, может спасти от смертоносного яда. А поймать этих необычайно быстроногих ослов можно лишь тогда, когда те находятся вместе с детёнышами, которых не могут оставить. История Ктесия получила популярность благодаря авторитету Аристотеля, кратко упомянувшего однорогих «индийских ослов» как «непарнокопытных» в своей «Истории животных».

Римский писатель Клавдий Элиан, родившийся около 170 года н. э., в книге «Пёстрые рассказы» говорит о трёх разновидностях единорога. Первые два по описанию схожи с ослами Ктесия, а третий, картазон, владеет спиральным чёрным рогом, «размером со взрослую лошадь, рыжего окраса, имеет гриву лошади и очень быстрое». Картазоны — не опасные животные, но самцы непримиримы друг ко другу и нападают даже на самок. Нрав самцов смягчается во время гона, но с рождением детёнышей, они снова свирепеют.

В ранних традициях единорог изображался также с телом быка, козла и лошади. Некоторые приписывали единорогу слоновьи ноги и кабаний хвост, что послужило поводом для предположения, будто прообразом единорога был носорог. Плиний называет родиной единорогов страну индусов и центральную Африку. В одной из сказок братьев Гримм единорог отличается крайне агрессивным нравом, что ещё более подтверждает его сходство с носорогом. В греческом «Физиологе» отмечается, что единорог — «быстроногий зверь, носящий один рог и питающий злую волю в отношении людей». С этим согласна Библия, где единорог («рээм») представлен как быстрое (Чис. 24:8), опасное, свирепое (Пс. 21:22) и свободолюбивое (Иов. 39:9) животное. Сегодня в большинстве современных переводов Библии это слово передано как «зубр» или «дикий буйвол» (вымерший несколько веков назад).

В греческой мифологии единорог был посвящён Артемиде, богине-девственнице. У евреев же бытовала следующая легенда: когда Яхве попросил Адама дать имена всем животным, то единорог был первым из наречённых и таким образом был возвышен. Когда Адам и Ева были изгнаны из Рая, то Бог дал единорогу выбор: остаться в Эдеме или уйти с людьми. Единорог предпочёл последнее и был благословен за сочувствие к людям.

Пожалуй, первым, кто авторитетно помещает единорога из дальних стран в Европу, является Юлий Цезарь. В своих «Записках о галльской войне» он рассказывает об олене с длинным рогом, обитающем в Герцинском лесу (в Шварцвальде).

В европейской культуре

«Мистическая охота на единорога» (1489 год, круг Мартина Шонгауэра. Пушкинский музей)

Немаловажную роль играл единорог в средневековых легендах и сказках; на нём ездили волшебники и волшебницы; он убивал всякого человека, который ему попадался навстречу; только девственница могла его укротить, и тогда он делался ручным, ложился на землю и засыпал. Вообще, если и удастся поймать единорога, то удержать его можно только золотой уздечкой.

Врагами единорога издавна считались слон и лев. Непременно при встрече слон вступал в борьбу и, как правило, единорог первым пропарывал слону брюхо. Лев же мог заманить единорога в ловушку: спасаясь бегством от погони, он резко сворачивал в сторону у самого ствола дерева, а единорог, не имея возможности быстро затормозить, вонзался в древесину своим рогом, после чего лев легко расправлялся с противником. В литературе с образом смерти единорога связывает притча об единороге в литературном памятнике «Повесть о Варлааме и Иоасафе».

В сочинениях христианских писателей это легендарное существо упоминалось как символ Благовещения (см. Мистическая охота на единорога) и Боговоплощения. В средние века единорог выступал эмблемой Девы Марии, а также святых Юстина Антиохийского и Иустины Падуанской. Рог единорога воплощал силу и единство Отца и Сына, а небольшие размеры животного символизировали смирение Христа.

Для алхимиков стремительный единорог символизировал ртуть. В московском государстве единорог стал символом книжной учености, поскольку его изображение украшало фасад Печатного двора на Никольской улице. Архитектор А.Щусев поместил барельеф с тремя единорогами на восточной стене Покровского храма (1912) Марфо-Мариинской обители.

В русских азбуковниках XVI—XVII вв. единорог изображается так:

Зверь, подобен есть коню, страшен и непобедим, промеж ушию имать рог велик, тело его медяно, в роге имать всю силу. И внегда гоним, возбегнет на высоту и ввержет себя долу, без накости пребывает. Подружия себе не имать, живёт 532 лета. И егда скидает свой рог вскрай моря, и от него возрастает червь; а от того бывает зверь единорог. А старый зверь без рога бывает не силён, сиротеет и умирает.

Клык нарвала Барельеф над аптекой (около 1900 г.), Ольденбург, Германия

Рог единорога (под видом которого большею частью сбывался клык нарвала, вывозимый норвежцами, датчанами и русскими поморами из полярных областей, а также рог носорога и бивень мамонта) употреблялся на разные изделия, например на скипетры и посохи, и ценился весьма дорого, особенно потому, что в виде тёртого порошка считался чудесным целительным средством при разных болезнях — от лихорадки, эпилепсии, огневой (горячка), от морового поветрия, чёрной немощи, от укушения змеи, он продлевал молодость и укреплял потенцию, а также являлся средством, предохраняющим от порчи. Процветала торговля чашечками из рога, якобы удаляющими яд из пищи, верили, что ядовитая жидкость в нём закипала. На одной европейской миниатюре XV века изображён святой Бенедикт, отбрасывающий поданный ему кусок хлеба: читатель того времени, видя рядом со святым единорога, мог понять, что хлеб был отравлен, а святой с помощью Божьей это угадал. Рог единорога якобы запотевал при приближении к отраве. В эпоху Возрождения фигурку единорога помещали над аптеками.

Покупка целого рога была под силу только очень богатым людям или обществам. Так, Елизавета I Английская приобрела рог за 10 тысяч фунтов. К 1600 году в Европе насчитывалось по крайней мере 12 цельных рогов. Бер писал, что московский царский скипетр, захваченный поляками в Смутное время «из цельной кости единорога, осыпанный яхонтами, затмевал все драгоценное в мире». С. Маскевич в 1614 году сообщал, что полякам за службу выдали в Москве две или три кости единорога. Адам Жолкевский удивился, увидав, какие громадные рога единорога находились в Москве, и заметил, что цельного рога в иных государствах он никогда не видывал, а московский рог купцы оценивали в 200 000 венгерских золотых.

На небе существует созвездие Единорог, введённое в XVI столетии. На небесных атласах изображается в виде коня с рогом.

Ещё в XIX веке некоторые люди верили в существование реального единорога, против его существования в 1827 году привёл аргументы французский натуралист Жорж Кювье. В XX веке в рамках жанров литературной сказки и фэнтази к образу единорога вновь появляется интерес.

В фэн-шуй

Первое упоминание о единорогах у древних китайцев относится к 2697 году до н. э. Насчитывается по меньшей мере 6 видов этих существ: цилинь, цзин (麠), цзюэ дуань (角端), пао (麃), сечжи (англ.)русск., ту чжон шу. Из них наиболее популярен цилинь, который символизирует долгую жизнь, празднество, великолепие, радость, справедливость, честность, знаменитых потомков и мудрость. У него драконья голова, оленьи рога, львиный хвост, коровьи копыта, иногда покрыт чешуёй и панцирем. Заключает в себе мужское (ци) и женское (лин) начала. Питается зерном. Цилинь настолько нежен, что не в состоянии ступить на острую траву и стремится к одиночеству. Он лёгок, а потому не проваливается в рыхлый снег, а порой может идти и по воде. По преданию — это один из девяти сыновей дракона, он может различать добро и зло, а наряду с драконом, фениксом и черепахой, цилинь считался разумным существом, его появление знаменует рождение или смерть мудреца (например, Конфуция), времена справедливого правителя, но также — грядущее завоевание страны. Случается, что цилинь карает грешников, окутываясь пламенем.

Японский цилинь — кирин в воззрениях «Страны восходящего солнца», является высшим существом среди мифических животных, в отличие от китайского, разделяющему эту привилегию «на четверых».

В восточных преданиях

Каркаданн — единорог исламского мира, обладающий внешностью быка, оленя, лошади, антилопы или другого животного, а иногда даже с крыльями. Наиболее необычный вид имеет персидский единорог — в виде белого осла с тремя ногами, шестью глазами, девятью ртами и золотым рогом.

Реальный «единорог»

Генетические отклонения

Реальный единорог. Прато, 2008

В 2008 году в Тоскане был обнаружен молодой 10-месячный самец косули с одним рогом, растущим ровно и симметрично посреди лба. В настоящий момент жив, для сохранения перевезён в природоохранный центр Прато.

Хирургический метод

Однорогие животные могут быть получены и искусственно, посредством операции. Данный метод основан на анатомической особенности жвачных животных, чьи рога растут не напрямую из черепа, а из нароста роговой ткани. В 1933 году подобная операция произведена биологом У. Франклином Давом из университета штата Мэн (США). Новорождённому йоркширскому телёнку были пересажены два роговых нароста в центр лба, в результате чего у животного вырос длинный прямой рог. Повзрослевшему быку рог придал значительную уверенность, так как прямой центральный рог в виде оружия мог использоваться более эффективно. В связи с этим заслуживает внимания упоминание Плиния Старшего о схожей трансплантации в древнем мире, но с противоположным результатом: в одиннадцатой книге «Естественной истории» описан случай получения четырёх рогов из одного нароста.

Представитель мегафауны

Существует предположение, что в описании единорога отразился след вымершего животного эласмотерия — носорога степей Евразии, обитающего в ледниковый период южнее ареала шерстистого носорога; изображения эласмотерия встречаются в пещерной росписи того времени. Эласмотерий отчасти напоминал лошадь с чрезвычайно длинным рогом во лбу. Он вымер примерно в то же время, что и остальная часть евразийской мегафауны ледникового периода. Однако, согласно шведской энциклопедии «Nordisk familjebok» и доводам популяризатора науки Вилли Лея, животное могло просуществовать достаточно долгое время, чтобы успеть попасть в легенды эвенков как огромный чёрный бык с одним рогом во лбу.

В геральдике

Лев и единорог на знамени Ермака, бывшем с ним при покорении Сибири (1581—1582 гг.)

Единорог — геральдический символ осторожности, осмотрительности, благоразумия, чистоты, непорочности, строгости, суровости. Он изображается как конь с длинным витым рогом, раздвоенными копытами, львиным хвостом, иногда — с козлиной бородкой. Если единорог имел корону, то не на голове, а на шее, в виде ошейника. В геральдических книгах единорог уподоблен отважному солдату, «который скорее готов погибнуть, чем живым попасть в руки врага». Существовало и иное метафорическое истолкование единорога на гербе средневекового рыцаря: «от храброго мужа враги бегут, как яд от чудесного рога». Это и прообраз монашеской жизни, стремления к уединению. Связь символики единорога с Девой Марией и Иисусом Христом высоко ценилась, из-за чего некоторые средневековые авторы высказывали мнение, что единорог не должен быть запятнан помещением его изображения на щит или нашлемник. Однако к XVI столетию фигура геральдического единорога обрела популярность в родовых гербах. Иногда гербовой знак единорога власти даровали мастеру или торговой компании за высочайшее качество товара. Единорог называется прислонившимся (accule), когда он стоит прямо с поднятыми передними ногами, и в оборонительном положении (en defense), когда хочет как бы защититься своим рогом. В других видах встречался редко.

Византийские императоры в государственной символике в сочетании с двуглавым орлом употребляли четыре герба крупнейших префектур бывшей Римской империи, а именно: орла Италии, грифа Галлии, единорога Азии и льва Иллирии

На золотых российских монетах изображался начиная со времен великого князя Московского Иоанна III и оканчивая правлением царя Алексея Михайловича Романова (начиная от Лжедмитрия I чеканился также на серебряных монетах). С 1562 года единорог изображается на груди двуглавого орла, наравне со Святым Георгием, таким образом в данную эпоху их семантика была равнозначимой. Символ единорога содержится на двусторонних государственных печатях царя Ивана Грозного: Большой (от 1562 года) и Малой (от 1571 года), также Больших государственных печатях царей Бориса Годунова, Лжедмитрия, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, на печати Большого дворца времени царствования Михаила Федоровича. Печатью с единорогом скреплялись письма Ивана Грозного, носящие личный характер, например переписка с Кирилло-Белозерским монастырем; историк Татищев считал, что единорог был на личном гербе Ивана Грозного. Единорог также изображен на спинке трона царя Ивана Грозного, на церемониальных топорах, сёдлах, оконных наличниках дворцов, на гербах российских дворянских родов Баташевых, Бонч-Бруевичей, Веригиных, Кудрявцевых, Мансуровых, Остафьевых, Романовских, Стрекаловых, Тургеневых, Шеншиных, Шуваловых как щитодержатель включён в гербы Болтиных, Ермоловых, Козловских, Салтыковых, Лорис-Меликовых.

На полной версии герба Красноярска единорог является один из двух (наряду с конём) щитодержателей, а на гербах городов: Лысьва, (Россия), Сен-Ло (Франция), Лишниц (Чехия), Виштынец и Меркине (Литва), Рамош (Швейцария), Эгер (Венгрия), Швебиш-Гмюнд и Гинген-на-Бренце (Германия) является центральной фигурой на щите. Также, единорог изображён в гербе канадской провинции Ньюфаундленд.

Пара единорогов является щитодержателями в гербе Шотландии, по одному — в государственных гербах Великобритании и Канады.

На гербе Казахстана изображён тулпар, легендарное существо, совмещающее рог единорога и крылья Пегаса.

  • Личная печать Ивана Грозного

  • Герб Сен-Ло, Франция

  • Герб Лишница, Чехия

  • Герб Рамоша, Швейцария

  • Герб Швебиш-Гмюнда, Германия

  • Герб Гингена-на-Бренце, Германия

  • Герб Эгера, Венгрия

  • Герб Виштынец, Литва

  • Герб Красноярска, Россия

Сегодня также встречается в названиях и на логотипах некоторых общественных организаций.

В искусстве

Деталь гобелена серии «Девушка и Единорог», XV век (Музей Клюни, Париж) Статуя единорога в графстве Керри, Ирландия

Изобразительное искусство

Сюжет о единороге и девственнице распространён в изобразительном искусстве. Наиболее известные работы — серии гобеленов конца XV века «Девушка и единорог» (музей Клюни в Париже) и «Охота на единорога» (музей Метрополитен в Нью-Йорке). Первая серия представляет шесть гобеленов, пять из которых символизируют чувства человека, при участии девушки, единорога и льва. Другую серию составляют семь гобеленов, изображающих охоту, убийство и воскрешение единорога, его пленение.

Иероним Босх в своём триптихе «Сад земных наслаждений» (ок. 1500) изобразил несколько фантастических видов единорога: в левой части его триптиха три единорога: белый, «шотландский»; бурый, оленеподобный с изогнутым рогом; с туловищем рыбы, плавающий в пруду. Также единороги стоят вокруг пруда, посреди людей и животных. У одного рог усеян короткими острыми шипами; у другого туловище оленя, длинные уши и бородка козла, у третьего рог расходится на два отростка.

Жан Дюве (1485—1562?) получил от искусствоведов прозвище «Мастер единорога». Ему принадлежит цикл из шести гравюр, на каждой из которых присутствует это животное. Оно встречается и на других его гравюрах.

Художественная литература

  • В романе японского писателя Харуки Мураками «Страна Чудес без тормозов и Конец Света» единороги имеют важное сюжетное значение.
  • У Франсуа Рабле Пантагрюэль в Атласной стране созерцает 32 единорога.
  • Уильям Шекспир упоминает единорогов в романтической драме «Буря».
  • В произведении Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» единорог и лев, символизирующие щитодержателей герба Великобритании, борются за корону.
  • Уильям Батлер Йетс в книге «Единорог со звёзд» (1908) связывает с единорогом силу разрушения, несущую обновление и перерождение.
  • Райнер Мария Рильке под впечатлением от серии гобеленов «Девушка и единорог» написал поэму «Сонеты к Орфею» (1923).
  • В пьесе Т. Уильямса «Стеклянный зверинец» (1945) единорог является воплощением одиночества и уязвимости главной героини.
  • В книге К. С. Льюиса «Последняя битва» (1954) единорог борется против сил зла и вместе с другими животными приглашён в рай.
  • В повести «Король раз и навсегда» Т. X. Уайт описывает четырёх мальчиков, которые сначала заставляют кухарку стать приманкой для единорога, а потом жестоко с ним расправляются, хотя вначале было намерение оставить единорога в живых.
  • Роджер Желязны «Девять принцев Амбера» (или «Девять принцев янтарного королевства») Белый Единорог считается символом вечного города. Главные герои в разных частях книги встречают его в окрестностях Амбера или Арденском лесу. Так же в одной из частей книги Единорог передаёт Корвину камень правосудия. Как позже выясняется, этот единорог является одним из предков королевской семьи.
  • В первой книге Поттерианы Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень» упоминаются свойства крови единорога — любой человек, выпивший её, спасется даже от неизлечимой болезни, но будет навеки проклят. Кроме того, волосы из хвоста единорога могут служить магической субстанцией для волшебных палочек.
  • В новелле японского писателя Харутоси Фукуи «Mobile Suit Gundam Unicorn» важную роль в развитии сюжета играют гобелен «Девушка и единорог» и созданный под его влиянием мобильный доспех. Экранизация новеллы шла с 2010 по 2014 годы.
  • В «Мифических историях» Роберта Асприна у главного героя есть боевой единорог Лютик. В конце 19-й главы романа «Удача или миф» упоминаются скачки единорогов.
  • В цикле романов «Ведьмак» польский фантаст Анджей Сапковский обыгрывает сюжет о единороге и девственнице, когда попав в пустыню, ведьмачке Цири надлежит встретить единорога и путешествовать с ним.
  • Последний единорог является главной героиней одноименного романа (1968) американского фантаста Питера Бигла

Мультипликация

  • В мультсериале «Дружба — это чудо» основными персонажами являются пони, которые делятся на единорогов, земных (обычных) пони, пегасов и аликорнов (крылатых единорогов). Главная героиня этого сериала — пони по имени Сумеречная Искорка — является единорогом, хотя в конце 3-го сезона становится аликорном.
  • В мультсериале «Подземелье драконов» одним из главных персонажей является единорог Ю́ни.
  • В мультфильме «Храбрый портняжка» (1964), экранизации одноимённой сказки братьев Гримм, главный герой пленил единорога и использовал его в качестве ездового животного.
  • В мультсериале «Громокошки» (1985) в одной из серий главные герои спасают единорогов от пиратов. В последующем громокошки иногда использовали единорогов в качестве ездовых животных.
  • В мультфильме «Последний единорог» главная героиня — самка единорога — оставшись одна, отправляется на помощь сородичам, попавшим в плен.
  • В мультфильме «Ноев ковчег» единорог был среди животных, отказавшихся плыть на ковчеге.
  • В мультсериале «Американский дракон: Джейк Лонг» единорог есть во вступительной заставке.

Кино и телевидение

  • В экранизации «Гарри Поттер и философский камень».
  • В сериале «Легенды завтрашнего дня DC» (4 сезон,1 серия)

Примечания

  1. Мифологический словарь. — М., 1992. — С. 205. — 736 с. — ISBN 5-85270-032-0.
  2. Цирлот Ж.Э. Словарь символов. — «РЕФЛ-воок», 1994. — 616 с.
  3. 1 2 Журнал «Вокруг света» № 4 (Апрель 1990). Рубрика «Геральдический альбом»
  4. Мифологическая энциклопедия: Бестиарий: Единорог
  5. «Чтения общества истории и древностей», 1847 г., № 3 (сообщения Маржерета, смесь); «Собрание грамот и договоров», т. III., стр. 63-65, 98; «Дополнения к Актам Историческим», т. IV, стр. 31, т. VI, стр. 323
  6. Marta Falconi. ‘Unicorn’deer is found in Italian nature preserve (англ.). Associated Press Archive. NewsLibrary (11 June 2008). Дата обращения 20 ноября 2010. Архивировано 22 августа 2011 года.
  7. R. Norman Owen-Smith, «The interaction of humans, megaherbivores, and habitats in the late Pleistocene extinction» ch. 3 in Ross D. E. MacPhee, ed. Extinctions in Near Time: Causes, Contexts, and Consequences (in series Advances in Vertebrate Paleontology) 1999. Springer. ISBN 0-306-46092-0 pp. 57 ff
  8. 1 2 Ю. В. Арсеньев Геральдика — лекции, гл. «Описание главнейших типов искусственных фигур» 1908. (с. 193)
  9. Стивен Слейтер «Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия» (2-е издание), — М, «Эксмо», 2008, стр. 91. ISBN 978-5-699-17805-6
  10. Köhne v. В. Das Kaiserlich Russische Reichs-Wappen. Reiter und Doppel-Adler (Hierzu zwei Tafeln). Berlin, 1882, S. 4. Эта статья с небольшими сокращениями и без рисунков была помещена в газете St. Petersburger Zeitung, № 143, 146, 148, 149, 152, в мае и июне 1882 г.
  11. Ларионов В. «Загадка белого единорога с печати белого царя»
  12. Известия Всесоюзного географического общества, Том 77, Выпуски 1-2, — М: Изд-ие Общества, 1945, С. 75

Происхождение единорогов

Считается, что первыми о единорогах узнали индусы. Только назвали они их картазонами. Согласно дошедшей до наших времен информации, 24 века назад по просторам юга Азии бродили звери с белоснежной шкурой, лоб которых украшал великолепный рог. Они приходили на помощь людям. Индусы и до сей поры считают, что единороги существуют. Фото их вы можете видеть в данной статье. Эти животные, как считают в Индии, не любят «публичности», далеко не каждому показываются. Китайцы тоже могут похвастаться своими собственными единорогами. Они говорят, что на их родине жило несколько видов животных, подходящих под описание. Самого известного называли ки-лин. Только в отличие от известного нам мифического героя, их единорог мог быть похож на оленя с львиной головой и с чешуйчатым телом. Иной раз его представляли в виде коня. Одно объединяло всех – рог на голове! Животное наделяли невероятными качествами. По представлениям китайцев, оно является символом справедливости, честности и глубокой мудрости. Представители названных народов даже обсуждать с вами не станут вопрос, существуют ли единороги. Это им покажется святотатством.

Лошади единороги на службе у королей?

Эта находка перекликается с информацией в исторической книге 16-го века. В этой книге упоминается о том, что король Тонгмьонг ездил верхом на единороге. Храм служил местом отдыха для короля, в нем также располагалось специальное место для его коня.

Есть предположения, что это сообщение — всего лишь пародия в ответ на сатирическую статью издания Onion. В статье говорилось о том, что лидер Северной Кореи Ким Чен Ын является «самым сексуальным мужчиной 2012 года».

Статья об единороге привлекла внимание всего мира после того, как газета Китайской коммунистической партии не позаботилась сообщить, что это была «утка» и опубликовала статью, как факт. Другие предположили, что появление статьи было политическим шагом, чтобы упрочить превосходство Северной Кореи над ее более процветающим южным соседом.

В статье сообщалось, что открытие единорога «доказывает», что Пхеньян на севере был столицей Древней Кореи, а также королевства Когурё.

Официальные новостные агента тоталитарного государства уже не первый раз публикуют информацию о сомнительных открытиях и находках, а также о том, как доведенный до нищеты народ обожает своего диктатора. Однако к таким сообщениям, естественно, всегда относились со скептицизмом на западе.

Настоящие единороги (фото)

Фермер Джиа Кебинг заметил небольшой вырост на лбу одной из коров своей фермы, которая родилась 2 года назад. Он совсем не ожидал, что рог будет один и вырастет прямо на лбу. Сегодня рог достигает около 8 сантиметров в длину.

Этот необычный олень единорог живет в Италии, в парке Центра естественных наук в тосканском городе Прато. По словам директора центра Джилберто Тоззи, единственный рог оленя, вероятно, является следствием генетической мутации, потому что животные этого вида обычно имеют два рога. Вполне возможно, что в прошлом на свете были животные, которые также страдали подобными мутациями, отсюда и пошла легенда об единороге.

В 1980-х годах фото с козлом единорогом появились в западной прессе. Этот козел был выведен искусственно и использовался в цирковых представлениях, что вызвало критические выпады со стороны защитников природы и активистов в борьбе за права животных.

Среди морских обитателей можно не раз встретить единорогов, то есть живых существ, которые могут похвастаться одним единственным рогом во лбу. Самым известным можно назвать нарвала — единственного представителя рода нарвалов, который чем-то напоминает дельфина, но в отличие от него, обладает одним прямым рогом.

Представители животного мира, похожие на единорогов

Среди обитателей суши и моря существует несколько животных, схожих по внешним признакам с единорогами. Их главное особенностью является наличие заостренного костяного нароста на черепе.

Млекопитающие

Однорогость проявляется у травоядных парнокопытных вследствие генной мутации. Однако на деле существуют некоторые животные, у которых костяной нарост является природной особенностью.

Носороги

Эти создания считаются прототипом для всех видов единорогов. Чаще в мифах о волшебных однорогих существах упоминается азиатский носорог. В отличие от африканского, он меньше по размерам и его морда оснащена одним костяным наростом.

В природе за этими непарнокопытными следует птицы, которые чистят их шкуру. В легендах подобное сопровождение считалось признаком божественности. У носорога также не существует врагов в природе — хищники представляют опасность только для молодняка. В бою против тигра или леопарда это животное выходит победителем.

Остальные травоядные, такие как бегемот или слон, не отличаются агрессивным нравом, поэтому носорога отождествляют с самым яростным животным джунглей. Мощь и привычка точить рог об камни перешла и мифическим единорогам.

Сернобык

Несмотря на две пары рогов, с облика африканской антилопы был списан внешний вид классического единорога. Сернобыки — грациозные и быстрые животные.

Кроме размеров и телосложения, с мифическими существами антилоп роднила форма рогов. Их костяные наросты выглядят как винтообразная заостренная спираль. Также у этих травоядных хвост имеет сходство с ослиным, однако волосяной покров на нем более густой и длинный.

Нарвал

Это млекопитающее обитает в воде и является близким родственником дельфинам. Внешней особенностью нарвалов является длинный винтовой рог, растущий из верхней челюсти.

В отличие от рогов травоядных, костяной нарост водных животных классифицируется как клык. Нарвалов называют морскими единорогами, а их образ воплотился в азиатских мифологических созданиях. Согласно легендам Японии и Китая, однорогое животное относится к женской энергии Инь и олицетворяет стихию Воды.

В поверьях северных народов, рог нарвала обладает целительными свойствами. Он обеззараживает раны и нейтрализует яды в организме. Эта особенность перешла и мифическим созданиям.

Рыбы-единороги

Представители водной фауны часто имеют необычный внешний вид. Их форма скелета также порождала среди рыбаков легенды об однорогих волшебных существах.

Пятнистый носорог

Эта рыба обладает небольшим костяным наростом, который выходит за пределы ее морды. Шкура создания покрыта оранжевыми пятнами. Корпус удлиненный, с закругленным хвостом.

Пятнистый носорог водится в водах Индийского океана. Рог помогает созданию совершать маневры и развивать скорость. Рыба является хищником.

Рыба-меч

Этот представитель водной фауны на протяжении веков был окружен легендами и суевериями. Мощности этого хищника хватало, чтобы пробить тонкое железо.

Рыба-меч имеет удлиненное тело и длинный острый нарост на черепе. У некоторых особей параметры рога превышают длину всего тела.

Исторические примеры однорогости

В истории зафиксированы случаи аномального развития костяных наростов у травоядных. Некоторые из них происходили после хирургического вмешательства.

Бык доктора Дава

В начале ХХ века доктор Франклин Дав провел операцию на новорожденном теленке эйширской породы. Он стремился доказать коллегам, что однорогость у травоядных может развиться вследствие эволюции.

Ученый вырезал новорожденному теленку зачатки рогов и пересадил в центр черепа. Нарост прижился и вырос длиной в 27 см. Наличие более совершенного оружие повлияло и на характер животного:

  1. Теленок часто выкорчевывал столбы и чесал рог об камни, из-за чего он заострился.
  2. В стаде коров это животное стало лидером, т. к. один рог причинял больший вред парнокопытным, чем два.
  3. Несмотря на устойчивое положение вожака, бык сохранил нежный нрав и охотно ластился к человеку.

Олень-единорог

В начале 2008 года был обнаружен детеныш косули с генетическими отклонениями. Животное было обнаружено в Тоскане.

Вследствие нарушения гормонального баланса в организме, рог непарнокопытного вырос ровно посередине лба. На сегодняшний день олень обитает в заповеднике Прато.

Исторические упоминания в летописях

Однорогое существо впервые было упомянуто в начале IV в. до н. э. В летописях нет однозначной информации о том, существовали ли единороги в нашем мире. Однако ученые того времени часто описывали рогатое создание, которое обитало на Дальнем Востоке.

Греческий ученый Ктесий Книдский в своей книге «Индика» рассказывает об однорогом существе, которое обитает в Индии. Внешний вид единорога имел такие черты:

  1. Белая шерсть на теле, красный окрас головы и голубой цвет глаз.
  2. Конституцией тело напоминало ослиное, однако по параметрам животное превосходило коня.
  3. Длина костяного нароста на лбу составляла 35 см.

В переводе церковнослужителя Фотия в IX в., мифические создания населяли тропические леса Востока. Их рога местные жители использовали в качестве емкостей для питья алкогольных напитков.

Согласно индийской вере, вино из таких чаш излечивало людей от паралича и мышечных судорог.

В летописи «Животная история» путешественника Элиана подтверждение о существовании однорогих созданий сделал странник Мегасфен. Он детально описал экзотических животных:

  1. По размеру единороги соответствовали взрослому коню.
  2. Шерсть животных была светлой. Грива и хвост обладали золотым цветом.
  3. Коленные суставы копытного не выделялись, формой ног животные напоминали бегемотов.
  4. Ослиный хвост.
  5. Черный рог, который растет между надбровными дугами.

Это животное называлось Картазон. Согласно легендам индусов, характер этих существ был мягким, они не нападали на представителей фауны. Однако картазоны часто сражались друг с другом за территории.

Взрослого единорога было невозможно поймать, однако охотники все же могли заарканить детенышей. Их приводили царям и стравливали между собой на потеху публике. Обитали эти животные в Гималаях и в индийских джунглях.

В александрийском мифологическом сборнике «Физиолог» единорог упоминается, как христианское животное. Большую часть характеристики существа занимает детальное описание ловли однорогих созданий.

Внешность этих животных значительно изменилась по сравнению с индийскими единорогами:

  1. Копытные сохранили белый оттенок шерсти, однако конституция их тел стала значительно меньше. Внешне единороги соответствовали молочным козлятам, и от людей их спасала только скорость.
  2. Короткая грива имела золотистый цвет. Копыта на ногах были раздвоенными.
  3. Создание обладало огромной физической силой. Своим рогом это животное могло распороть живот любому крупному хищнику.

В христианских писаниях однорогое существо употребляет в пищу молоко девственниц. Место обитания единорогов — редкие леса, в которых текут ручьи. Вода, в которой искупалось это животное, считается целебной.

В еврейских поверьях единорог отождествляется с Иисусом Христом. Это создание позволит коснуться себя только непорочной деве.

Несмотря на наличие упоминаний в греческих мифах и прочих источниках, неоспоримых доказательств того, существуют ли единороги в нашем мире, нет.

Есть ли шансы, что единороги существуют или существовали когда-либо?

Anatoly Shcherbina 39 4 года назад историк

Приведу цитату из книги»Имя розы» одного из самых авторитетных специалистов по европейской средневековой культуре Умберто Эко:

«Видишь, они поместили рядом с клеветными книгами также и книги научные, из которых христиане могли бы очень много почерпнуть… В этом отображается мышление эпохи, когда строилась библиотека…»

«Но почему же они среди клеветливых сочинений поместили книгу о единороге?» – спросил я.

«Совершенно очевидно, что у основателей библиотеки воззрения были странные. Они придерживались мнения, что эта книга, говорящая о фантастических уродинах и о самых далеких землях, способствует клеветам безбожников…»

«Разве единорог – клевета? Это очаровательное животное, исполненное высочайшей символики. Он фигура Христа и фигура целомудрия, он может быть укрощен, только если чистую деву привести в лес, для того чтобы зверь, учуяв ее непорочный запах, пришел сложить свою голову ей на лоно, отдаваясь в тенета поимщиков…»

«Так принято считать, Адсон. Однако существует мнение, что это – язычниками выдуманная сказка».

«Очень жалко, – сказал я. – Мне бы, признаться, хотелось повстречать единорога, пробираясь через густой лес. Иначе какое удовольствие пробираться через густой лес?»

«Нигде не сказано, что он вовсе не существует. Но, может быть, он не такой, как описывается в книгах. Один венецианский путешественник ходил в очень, очень далекие земли, почти что к самому источнику рая, который показан на всех картах, и встречал там единорогов. Он нашел их толстыми, свирепыми, уродливыми и черными. Думаю, что он действительно видел неких животных об одном роге посреди лба. Вероятно, это были те же самые, о ком учители древнейшего знания, никогда в глубине своей не ошибочного, сподобившись от Господа смотреть на такие вещи, которые нам не давалось видеть, докладывали нам в своих первейших и вернейших описаниях. Впоследствии, за много лет, эти описания, кочуя из источника в источник, меняли свой вид под воздействием поздних нововведений фантазии, и единороги сделались изящными, беловидными, благодушными существами. Тем не менее если ты узнаешь, что в густом лесу живет единорог, лучше не ходить туда с девственницей, ибо это животное может оказаться ближе к венецианскому описанию, нежели к описанию в той книге, что ты держишь».

«Но как же могло произойти, что учителям древнейшей науки было ниспослано откровение о доподлинной природе единорога?»

«Им было ниспослано не откровение, а опыт. Они просто родились в тех землях, где жили живые единороги, и в ту эпоху, когда единороги еще жили на этих землях».