Человек отличается от животных

Человек — разумное существо, которое способно мыслить, сознательно трудиться и воздействовать на окружающий мир. Способны ли животные выполнять все то, что делает сегодня человек? В данной статье мы попробуем подробно разобраться, чем человек отличается от животного.

Отличия человека от животного

Человек обладает разумом, который очень сильно отличается от разума животных. У людей он может не только развиваться, но и совершенствоваться в процессе обучения.

Основные отличия человека от животных:

1. Человек обладает речью и мышлением.

2. Люди относятся к прямоходящим существам. Такое хождения очень сильно изменило строение скелета.

3. Человек способен к осознанному творчеству.

4. Человек может предвидеть отдаленные последствия своих действий, а животные нет, они подчиняются своим инстинктам, а действия запрограммированы.

5. Люди могут создавать различные сооружения, орудия труда и прочее.

6. Животные удовлетворяют только биологические потребности. Люди в свою очередь удовлетворяют социальные, духовные и биологические потребности.

7. У человека более развиты руки. Он может коснуться большим пальцем мизинца и безымянного пальца. Это позволяет нам использовать конечности для создания орудия труда и других предметов.

8. Если сравнить человека с животным, то окажется, что мы практически голые. У животных очень много шерсти на теле, хотя на человеческом теле имеется столько же волосяных луковиц, как, к примеру у шимпанзе.

  • Это интересно — Чем отличается черная малина и ежевика — главные отличия

В отношениях с природой у людей и зверей есть существенные различия. На первый взгляд они довольно просты и очевидны. Однако не каждый взрослый может назвать все сходства и отличия человека от животного. Что уже говорить о детях и подростках. Поэтому еще труднее сказать, чем первобытные люди отличались от обычных зверей….

Внешний вид

Любой ребенок может не задумываясь сказать, что главное отличие человека от животного во внешнем виде. Однако у всех млекопитающих есть сходные черты строения, которые говорят об имеющемся родстве. Все организмы состоят из клеток и тканей, имеют сходства в структуре скелета и во внутриутробном развитии.

Человека от животного отличает способность передвигаться вертикально на двух ногах и отсутствие шерстяного покрова.

Интересно! Несмотря на то, что по сравнению с многими млекопитающими, люди выглядят голыми, они обладают огромным количеством волосяных луковиц. Волос у них столько же, сколько и у приматов, просто они тоньше, короче и светлее.

Человек в отличие от животных обладает ловкостью и цепкой хваткой: он может соединять большой палец с любым другим. Это помогает умело держать инструменты и выполнять различную физическую работу. Homo Sapiens уникален тем, что носит одежду и может краснеть при определенных эмоциях.

Отличительным признаком также является различие в движении челюстями. Оно зависит от вида питания млекопитающего. У травоядных челюсть двигается горизонтально, у хищников – по вертикали, а Homo Sapiens имеет обе эти способности.

Человеческие дети дольше находятся под родительской опекой, чем детеныши четвероногих. Все дело в отличии необходимого времени для обучения, роста и развития. Млекопитающие звериного царства размножаются в течение всей жизни, а мужчины и женщины продолжают существовать после прекращения воспроизведения потомства.

Особенности мышления

Основные отличия человека от животного заключаются в умении мыслить и предвидеть. Известно, что у нас не самый большой размер мозга среди млекопитающих, но он дает необыкновенные возможности: творить, исследовать, учиться, рассуждать и т.д.

Человеку свойственно решать мыслительные задачи, такие как:

  1. Систематизация. В процессе этой деятельности происходит распределение объектов по группам в зависимости от их сходства и различия.
  2. Обобщение. Эта операция объединяет предметы и явления по общим признакам.
  3. Конкретизация. Представляет собой выделение у объекта индивидуальных особенностей, не связанных с теми, что присущи общему классу предметов.
  4. Сравнение. Эта операция устанавливает сходство и различие между предметами познания.
  5. Абстрагирование. В момент этой мыслительной деятельности происходит выделение одной стороны объекта или явления, которая не существует отдельно.
  6. Анализ. Представляет собой разделение целого по частям, в зависимости от свойств и признаков.
  7. Классификация. Это есть результат сравнения.

Человек действует, исходя из этих операций мышления, и ежедневно практикует их на работе, дома и на улице. Учеными было установлено, что человекообразные обезьяны имеют предрасположенность к синтезу и анализу.

На вопрос: «Чем человек отличается от животного?», наука философия находит ответ в умении мыслить и желании жить среди себе подобных.

Действительно, индивидуум может подстраивать свое поведение под определенные условия, играть любые социальные роли. Он в состоянии заранее осознать последствия своих поступков и действий, выражать ценностное отношение к реальности. В отличие от животных, любой человек действует сознательно.

Звери подчиняются своему инстинкту и не отделяют себя от естественной среды обитания. Их действия запрограммированы самой природой. Животные приноравливаются к окружающей обстановке, определяющей их образ жизни. Они не могут изменять условия своего обитания. Это выступает существенным фактором, отличающим человека от объектов изучения зоологии.

Членораздельная речь

Возможность разговаривать членораздельно дает Homo Sapiens умение выражать действительность с помощью речи, передавать информацию через современные средства связи. Человеку в отличие от обезьян, досталась низко расположенная гортань, которая позволяет ему говорить.

Речь зверей представляет собой различные звуки, понятные только их сородичам. Эти сигналы не несут информации об отрезках времени или абстрактных понятиях.

Это интересно! Какова связь между живой и неживой природой – схема и примеры

Блага имущественного и культурного характера

Каждому человеку, в отличие от любых животных, свойственно заниматься духовной деятельностью и трудом на благо общества. Современные люди воздействуют на природу средствами труда, которые сами изготовили.

Они возделывают искусственные объекты, усиливая тем самым свои физические возможности. Причем орудия труда создаются совместно с другими индивидуумами. Чем выше уровень развития коммуникации в обществе, тем выше организация и уровень развития психики каждой личности.

Высокоразвитые обезьяны хоть и способны использовать камни и палки для определенных целей, но не один из видов не может самостоятельно изготовить инвентарь или инструменты и начать использовать их на практике. Этим человек отличается от животного.

Люди удовлетворяют не только биологические надобности, но потребности в духовном развитии. В нашем мире есть такие понятия, как религия, искусство и философия.

Интересно! Представители звериного царства способны удовлетворять лишь естественные потребности, которые связаны с их инстинктами.

Пещерные люди

Теперь осталось выяснить, чем первобытные люди отличались от зверей. Многие умения пещерных людей присущи некоторым особям дикой природы. Так, звери могут использовать ветки и камни для постройки жилища. Медведь, например, нагибает и запутывает верхушки деревьев для создания подобия шалаша. Различаются млекопитающие по следующим принципам:

  1. Главным признаком, отличающим древнего человека от животного, является использование огня. Звери не любят и бояться пламени, а пещерные люди, наоборот, боготворили его, грелись у костра, готовили на нем пищу.
  2. Среди внешних различий – прямохождение. Древние люди ходили не на четырех, а на двух ногах.
  3. Наши далекие предки обладали мышлением и со временем научились говорить членораздельно, после того, как у них сформировалась подъязычная кость.
  4. Звери не могут изготавливать механические средства труда, а пещерный человек способен был создавать различные инструменты для работы. Он также обладал духовными благами и ценностями.
  5. Творческое сознание наших предков выражается в настенных рисунках пещер, поделках из кости и дерева. Звери к такому проявлению талантов не склонны.
  6. Древние люди отличались от животных своим отношением друг к другу. Они всегда хоронили мертвых, практиковали религиозные обряды и обладали коммуникационными навыками.

ЕГЭ по обществознанию. Урок №2 «Отличия человека от животного»

Типы строя психики, или чем Человек отличается от животного

Вывод

Таким образом, основные отличия человека от животного в первобытные времена состояли в умении воздействовать на среду обитания, запоминать и передавать свой опыт последующим поколениям. Так наши далекие предки научили своих детей добывать огонь, шить одежду, строить жилища и т.д. Это сыграло большую роль в эволюции.

Главное отличие человека от животного заключается в том, что звери являются частью живой природы и приспосабливаются к окружающему миру благодаря инстинкту, а современный индивидуум это разумное существо, которое в определенной мере подчиняет природу себе, создавая для этого средства труда.

Это интересно! Как мы устроены: строение человека — внутренние органы в подробном описании и схема расположения

Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Отличия человека от животного» из раздела кодификатора (1.1 Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции)

Основные отличия человека от животного

1. Человек обладает мышлением и членораздельной речью.

Только человек может размышлять о своём прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя свои планы. Мышление неразрывно связано с речью. В отличие от животных, чьи звуковые сигналы закреплены биологически и имеют определенный ограниченный набор, человеческая речь весьма разнообразна и постоянно обновляется.

Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек может передать другим людям объективную информацию об окружающем мире. Люди имеют способность выделять в своей речи главное. К тому же человек умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и других образных форм.

Животное в своём поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности.

-моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли
-обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов
-выражает ценностное отношение к действительности

Только человек способен творить — создавать качественно новые материальные и духовные ценности. При этом человек сам определяет свою социальную роль, выбирает вид деятельности, а также способы и средства достижения цели, составляет прогнозы. Животные в своем поведении руководствуются только инстинктами.

3. Человек способен преобразовывать окружающую действительность, создавать необходимые материальные и духовные блага.

Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создаёт необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» — культуру.

Животные приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

4. Человек способен изготавливать орудия труда с целью использования их как средство производства материальных благ.

Человек способен не только изготавливать орудия труда и использовать их в своей деятельности, но и постоянно совершенствовать их. Высокоорганизованные животные могут применять естественные орудия (палки, камни) для определённых целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия труда с помощью раннее сделанных средств.

Эволюция человека связана с появлением орудий труда, так первые рубила, палки-копалки и копья на современном этапе переросли в сложные механизмы, машины, комбайны и оружие. Создание и совершенствование орудий труда способствовали развитию общества в целом, а научно-технологические революции создали новые, не существовавшие прежде сферы деятельности.

Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием духовного (внутреннего) мира человека.

5. Человеку свойственны духовные потребности.

Духовные потребности, свойственны только человеку — это потребности познавать окружающий мир, себя самого и смысла своего существования, стремление к самосовершенствованию и самореализации. Духовные потребности не вложены в человека биологически, не заложены от рождения. Они формируются и развиваются социальным окружением индивида в процессе его воспитания и образования.

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе с детьми с ОВЗ.

Тема: Чем человек отличается от животных.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (отличие человека от животных)

Задачи урока:

Образовательные:

– формируем умение сравнивать и различать объекты живой и неживой природы;

– объясняем отличие человека от других объектов живой и неживой природы

Воспитательные:

– воспитываем бережное отношение людей к живым организмам;

– формируем умение работать в парах,группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

— воспитывать самоуважение, стремление к самопознанию и саморазвитию

Развивающие:

– развиваем речь (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам);

– развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс, рабочая тетрадь, карточки –задания, презентация, ИКТ

Ход урока.

I.Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)

— Приветствие учащихся.

-Начать наш урок я хотела бы словами: «Если человек не получил за день ни каких знаний, то его день прошел зря.»

-С какой целью вы пришли на урок?

— Чему будем учиться на уроке?

-Для чего нужно изучать окружающий мир?

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

— Скажите, что же нас окружает в повседневной жизни?

-На какие группы можно разделить окружающую нас природу?(живая и неживая природа).

— Назовите мне объекты неживой природы?

— Какие объекты мы отнесем к живой природе?

— Прочитайте толкование понятия из толкового словаря С.И.Ожегова и определите кому будет посвящена тема нашего сегодняшнего урока.

«Это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда.» (Слайд 1)

III. Постановка учебной задачи.

— Человек – это часть живой природы,вы уже многое знаете о нем. Расскажите, что вам известно (Ответы учащихся.)

— Скажите, а у кого есть еще такие признаки? (Ответы учащихся.) (Слайд 2)

-И все же человек отличается от животных. (Слайд 3)В чем его отличие? Над этим вопросом люди задумывались очень давно. (Слайд 4)Древнегреческий философ Платон отвечал на этот вопрос так :

» Человек – это двуногое животное без перьев».

Но проходило время и через две тысячи лет известный французский физик и математик Б. Паскаль возразил Платону:

«Человек без ног все же остается человеком, а петух без перьев человеком не становится».

— Ребята, о чем же мы будем говорить на уроке? Давайте сформулируем тему нашего урока? (Ответы учащихся.)

Какую цель перед собой поставим?( объяснить отличие человека от животных) (Слайд 5)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

-Сейчас вы проведете исследование и выясните какие признаки отличают человека от животных. Для этого поработайте в группах:

1 группа будет находить умения, присущие только человеку.

2 группа — умения, присущие животным. В работе можете пользоваться статьей из учебника на с.91-92.

Работа в группах: распределите карточки с умениями на две доски.

Животные

Человек

Произносят отдельные звуки

Произносит звуки, слова, предложения

Речь не связная

Речь связная

Не могут объяснять, анализировать, сравнивать

Может решать умственные задачи

Не изготавливают орудий труда, берут из природы приспособления

Создают различные орудия труда, машины, механизмы

Не могут создать чертёж, проект

Может создать чертёж, проект

Некоторые могут рисовать

Выполняет разнообразную работу,

Пользуются инстинктами

Может писать, резать, пилить и многое другое

Опирается на инстинкты

Использует мышление

Не ставят цель работы

Может ставить цель предстоящей работы

Не проявляет творчество

Может работать творчески

Физминутка

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

— Сейчас, вашему вниманию предлагается фрагмент м/ф. (учащимся демонстрируется отрывок из м/фильма «Маугли», где он ходит на двух ногах, разговаривает) (Слайд 7,8,9)

— Фрагмент какого мультфильма смотрели? Кто главный герой? Что вы о нём знаете?

-Все вы, наверное, помните историю Маугли, которую написал английский писатель Редьярд Киплинг. Писатель долго жил в Индии. От местных жителей он слышал много преданий и среди них легенду о мальчике, воспитанном в волчьей стае. Она и легла в основу его сказки «Маугли».

Мы знакомимся с маленьким мальчиком, когда он бесстрашно входит в волчье логово и вместе с волчатами начинает сосать молоко их матери — грозной волчицы Ракши. Так он становится приемным сыном волчицы.

Отец Волк учит Маугли ремеслу охотника. Медведь Балу втолковывает ему законы джунглей.

— А что Маугли умеет делать так же, как и люди? Слайд

—Мог ли мальчик научиться говорить, писать, читать в этих условиях?

Конечно, нет. Он ведь впитывал ту «науку», которой его обучали окружающие его звери: мальчик-волк начинает понимать язык птиц и змей, значение каждого шороха в траве, каждого движения в листве. Он учится лазать по деревьям, как пантера, плавать, как рыба, и прыгать по ветвям, как обезьяна.

-Почему вы не владеете этими навыками? Почему умеете читать, писать, размышлять, говорить, в отличие от Маугли? А ведь каждый из вас такой же, как и Маугли, человек…(Ответы учащихся)

— Правильно, вы живете по другим законам, в другом обществе, которое воспитывает вас по-иному.

—Каждый родившийся ребенок становится человеком только в обществе. Детеныши животных от рождения имеют инстинкты, которые помогают им ориентироваться в том, что можно и чего нельзя есть, на кого можно нападать, а кого следует опасаться. Дитя человеческое после рождения — самое неприспособленное к жизни из всех существ. И человек из него вырастает только в семье, в обществе, где его учат жить, дают ему знания об окружающем мире, умение трудиться.

— Ребята, как вы думаете в наше время можем мы встретить Маугли?

— На самом деле были случаи, когда совсем маленькие дети попадали к животным. Выросшие среди зверей, они не научились ходить на двух ногах, разговаривать, пользоваться различными предметами. Они не способны были мыслить, как люди, и, оказавшись среди людей, вели себя, как пойманные животные.

Сейчас ребята нам нам расскажут о случаях, произошедших в действительности. (Слайд 10)

— Скажите, может ли человек, выросший среди животных, прожить долгую жизнь не имея таких зубов, клыков и шерсти, как у зверей?

— Может ли он сам научиться ходить на двух ногах?

— Кто научит его говорить на каком-нибудь человеческом языке?)

(ответы обучающихся) (Слайд 11)

Какой сделаем вывод. Отличием человека от животного является способность мыслить.

-Но у мышления есть еще один помощник, как вы думаете что? (Слайд 12)

3. Работа с учебником.

«Работа в парах» стр.93.Рассмотри рисунки и расскажи о значении речи в жизни людей. (Слайд 13)

VI.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (Слайд 14)

Тест

1.Чем человек отличается от животных. Отметь правильные ответы

— умеет строить жилище;

— имеет зрение и слух;

— умеет трудиться;

— заботиться о потомстве ;

— умеет говорить;

2.Какие особенности человека позволили ему создавать такие предметы: картины, книги, телевизор, машины, ракеты

-преследовать добычу;

-мыслить;

— добывать пищу;

-творить;

— умение говорить

VII.Рефлексия

Закончить урок я хочу словами великих людей и хочу чтобы вы запомнили их, потому что в жизни они вам очень пригодятся(Слайд15)

Сегодня на уроке: (Слайд16)

Я узнал …..

Я научился…