Бабуин

Бабуин — мера всех вещей

В советское время был такой анекдот: «Вот коммунизм строить собрались. А, нет, чтобы сначала на животных попробовать». Дальше все смеялись. А зря. На животных действительно попробовали. Взяли крыс и устроили им «сбычу мечт», в крысином понимании: «Всё, что хочешь, — в любое время и в любом количестве». В итоге — все сдохли!

Исходя из молчаливого предположения, что люди в поведении от крыс ничем не отличаются, была доказана несостоятельность обывательского представления о счастье: «Каждому всё, что он хочет, и чтобы никто не ушел обиженным». Второе молчаливое предположение, что такое счастье и есть тот самый коммунизм.

Но после изобличения «коммунизма» учёные дальше не пошли, а ведь, ещё есть — гуманизм, демократия и общечеловеческие ценности.

А вот мы попробуем, разумеется, отдавая себе отчет в неполной тождественности человека и животного.

И начнем с анализа ситуации. Проще всего это сделать на примере бабуина. Проще потому, что его жизнь можно наблюдать в чистом виде. Возьмем учебник по зоопсихологии и пойдем к обезьянам, но не в зоопарк, а в заповедник, где они, как бы, на воле. Что же «хочет» бабуин (павиан, макака)?

– Желание — явно необходимое для жизни – чтобы ягуар не съел (а также удав, гиена и все, кто могут).

– Если не съели — хорошо бы самому съесть банан, попить водички, полежать в тени, когда жарко, или на солнце, когда прохладно. Эти желания тоже нужны для жизни, но иногда можно и потерпеть, а без лежания на холодке и, вообще, обойтись.

– Когда поел сам, и другие не съели, хочется самку. Вот с этим — уже проблема. Самцы живут с гаремами, стало быть, самок на всех не хватает, и тут надо «убедить» другого самца отдать хотя бы часть гарема. Это не всегда получается, что, конечно, грустно.

– Но самое главное желание (когда все остальное уже есть) – быть главным бабуином. Бананы и самки тогда — в первую очередь; все бояться и всяко ублажают (например: блох ищут и выкусывают). Что говорить – хорошо, но трудно; остальные при случае тоже хотят главными стать. Но пока не стали, все в стае распределяются строго по ранжиру – «от альфы до омеги».

Казалось бы, без реализации этого желания можно очень хорошо жить, и никакое оно — не главное, так называемые материальные потребности важнее, но нет – это кому как.

Если посадить в разные клетки на виду друг у друга вожака (альфу) и самого последнего в стае (омегу), а потом кормить их так, чтобы вожак получал еду хотя и до отвала, но во вторую очередь, то у него очень скоро инфаркт случится от такой несправедливости. А уж, если отдать самку из его гарема омеге (этому ничтожеству), сцена будет просто душераздирающая.

Вот такая у бабуинов духовная жизнь, все, как у людей. Или, можно сказать, у людей если не все, то многое, как у бабуинов.

Кстати сказать, психологи, классифицируя мотивы поведения человека, находят, что он (человек) от бабуина недалеко ушел. На первом месте — мотив индивидуальной безопасности (съесть банан и убежать от удава). Потом – комплекс инстинктов сохранения вида (самка, детеныши, интересы стаи) Ну, и последнее – мотив доминирования (желание стать альфа-самцом).

Хотя, надо заметить, этот мотив у многих людей стоит на первом месте, причём — за любую цену. Как говорится: «Понты дороже денег».

Поскольку вакансий на должность вожака мало, а хотят многие, то придумываются самые разнообразные поводы для самоутверждения. Самый умный или быстрый, самый праведный, или грешный, да хотя бы может ушами шевелить или съесть зараз тридцать восемь гамбургеров. Главное – чтобы самый-самый.

Однако, вернемся к нашим бабуинам.

Картина была бы неполной без одного феномена. Есть в стае отдельные типы с таким мотивом, как любопытство. Животные все любопытны в той или иной степени, но есть среди них особи, выдающиеся по этому признаку. Всегда они что-то ищут, везде они лезут, всё им интересно. Обычно такие поиски заканчиваются приключениями на их седалищную мозоль, но, когда удается найти что-то полезное, вся стая тут же этим пользуется. Как видим, у бабуинов «ученые» тоже имеются.

В целом, можно сказать, идеология бабуина – я хочу. И смысл жизни – эту идеологию реализовать, а когда получается – вот оно и есть счастье.

И, если вдруг они станут разумными и соберутся на конференцию по принятию декларации прав бабуинов и выработке общебабуинских ценностей, нетрудно представить, какой они документ примут подавляющим большинством голосов:

– Во-первых, право на жизнь, а значит необходимо уничтожить всех ягуаров, удавов и гиен.

– Во-вторых, право на банан. Однако их и раньше не хватало, а теперь, в отсутствие ягуаров, количество любителей поесть сильно прибавится. Придется избрать комитет по справедливому распределению, а ученым бабуинам (они ведь теперь разумные) будет поручено вместо джунглей устроить банановый лес.

– В-третьих, каждый бабуин имеет право на самку, т. е. на продолжение рода. Теперь все – и сирые, и убогие – смогут плодить детенышей таких же больных, горбатых и косоглазых. Но, поскольку (смотри пункт № 1) все детеныши имеют право на жизнь, то пусть ученые (из пункта № 2) кроме бананов озаботятся еще и лекарствами, чтобы эти задохлики смогли вырасти и (в соответствии с пунктом № 3) наплодить таких же уродов.

– В-четвертых, было предложено вожака избирать всеобщим равным и тайным голосованием. С наказом обеспечить реализацию прав всех бабуинов, так сказать, быть гарантом. Бывший вожак – самый сильный и самый умный, разумеется, избран не был, поскольку он тиран и диктатор.

Посторонний наблюдатель и некоторые из ученых бабуинов могли бы решить, что это конец, но все обошлось.

По счастью, за бугром другая стая разумных бабуинов тоже сотворила подобную декларацию, но в ней была оговорка, что все перечисленные права распространяются только на забугорных бабуинов.

В виду неизбежной агрессии соседей в обеих стаях к власти, конечно, пришли прежние вожаки (предполагалось, что на время). Остальные пункты тоже претерпели некоторые изменения, и, хотя мир остался по-прежнему несовершенным, но жить как-то было можно.

Некоторые бабуинские ученые, правда, поначалу опасались возможности созыва всеобщей конференции для всех стай, но, посмотрев на деятельность вожаков, немного успокоились.

И стали появляться сказки-утопии, в которых бабуины-идеалисты описывали мир будущего, где все пункты декларации прав претворяются в жизнь в первой редакции и в полном объеме.

А пока бабуины, (как и люди), по-прежнему очень недовольны миром, в котором живут, а также другими бабуинами – как ближними, так и теми, кто за бугром. И они по-прежнему живут мечтой о том прекрасном будущем, когда исчезнет голод, у всех будут дети, все будут здоровы, и никто никогда не умрет, у каждого будет все, что он захочет, и появятся, наконец, такие вожаки и ученые, которые смогут все это устроить.

А теперь представим, что бабуины получили не только разум, но и склонность к философским обобщениям (философы вообще любят искать смысл, особенно для других) Ну, и начнут, наверное, с конкретных и ясных идеологических тезисов вроде:

Бабуин – цель, а не средство

Бабуин – мера всех вещей.

И лозунг для всех вождей и лидеров политических партий: все для бабуина, все для его блага, все для его счастья.

Не стану скрывать, эти тезисы я позаимствовал из статьи в энциклопедическом словаре под названием «гуманизм»; там, правда, речь шла не о бабуине, а о человеке.

Так вот, если посмотреть на наш мир с точки зрения монотеистических религий, то все обстоит как раз наоборот.

– человек для души – это средство;

– человеческие оценки и критерии могут, и, как правило, не совпадают с тем, что по этому же поводу «думает» душа.

– и, конечно, не только человек, но и весь материальный мир создан для целей, не всегда близких человеку.

При этом церковные иерархи определяя гуманизм, как реакционное учение, вовсе не считают душу антигуманной, это не только не благозвучно, но и не верно. Приставка «анти» означает «против». А Создатель нашей вселенной вовсе не против человека, он очень даже «за». Примерно так же относится человек к домашним животным – он их разводит, кормит, оберегает, но, отнюдь, не во имя их самих. На лошадях ездит, овец стрижет, поросят ест.

То есть: у религии с гуманизмом нет ничего общего, и не у нее одной; посмотрим, что главное в любой академической науке. Вспомним Аристотеля: «Платон, ты мне друг, но истина дороже», т. е. истина превыше всего. Туда же относится и бизнес, где превыше всего прибыль.

Но есть занятия и гуманистические, например, та же наука, только прикладная, у которой задачи вполне человеческие – придумать экономичную лампочку или вакцину какую–нибудь. И та же практическая магия (наколдовать денег, исцелить или присушить кого) все делает для блага человека, по крайней мере, так это видится и потребителям, и создателям всех этих благ.

Однако, и негуманные занятия в человеческом исполнении выглядят вполне привлекательно. Поиск истины ублажает любопытство людей. Погоня за прибылью создает рабочие места, товары и услуги. Да и монотеистические религии, воплощаясь в соответствующие конфессии, не всегда занимаются вечным, и совсем не чураются житейских потребностей человека. Про язычников и говорить нечего, те откровенно торгуются со своими Богами.

Впрочем, надо заметить, в процессе поиска истины человек верующий получает возможность так изменить свои субъекты воли, как земной, так и внешний, что позволит привести к гармонии их ценностей, правда, при этом может исчезнуть человек, или, по крайней мере, бабуин.

Я знаю возражения; гуманизм это — хорошо и возвышенно, а вовсе не -безопасное и регулярное потребление бананов.

Что тут сказать? Приведенные выше тезисы предложили великие просветители, и, если кто хочет навязать нам другую трактовку, то пусть сначала попадет со своими взглядами в академический философский словарь или хотя бы в Википедию. А насчет бананов – дело, конечно, не в них. Потребностей у людей великое множество. Для предложенной идеологии не имеет значение, чего хочет индивид: писать сонеты или курить марихуану, главное, это приоритет личности над обществом.

Вот он, момент истины. Конечно, отдельные гуманисты могут объединиться для реализации своих желаний, возможно даже согласятся иметь государство, но только, чтобы оно о них заботилось и всяко ублажало.

И это мировоззрение многими воспринимается, как естественное и единственно верное. Даже создавались всевозможные утопии типа – в городе Солнца все будут счастливы; и даже самые бедные станут обладателями не менее трех рабов. Позже они мечтали предаваться возвышенным чувствам в вишневом саду, выращенном крепостными, и, разумеется, профессору полагается иметь семь комнат с прислугой, а дворнику – одну в полуподвале. Само собой, государство должно все это устроить и в дальнейшем следить, чтобы дети рабов, крепостных и дворников знали свое место. Как ни парадоксально звучит: вся эта благостная жизнь должна обеспечиваться демократией, то есть, народовластием. Очевидно, предполагалось: рабы, крепостные и дворники – не народ, либо они настолько безвольные идиоты, что радостно голосуют за такое вот общественное устройство.

P.S. Для знатоков зоологии спешу заметить, статья — о людях. И я знаю, что ягуары гиены, удавы, бабуины и бананы не «водятся» в одном месте. Это пример: «из жизни марсиан» (в то время когда там была жизнь) 06/04/18 Источник — https://cont.ws/@subjectofwill/907001

Поведение

Бабуины — приматы с высокоразвитыми социальными взаимоотношениями, которые никогда не живут поодиночке. В стаде в среднем около 80 особей. Члены стада вместе путешествуют, питаются и спят. В отношениях друг с другом выражена иерархия. В стаде доминируют несколько взрослых самцов, которые держатся вместе и приходят друг другу на выручку в случае опасности. Состав группы вожаков довольно стабилен на протяжении многих лет. Между самками, их детёнышами устанавливаются дружеские отношения — основа стада бабуинов. Между самками и их подросшими дочерьми обычно поддерживаются очень тесные связи, а вот сыновья уходят из родного стада, чтобы присоединиться к другому.

Самка бабуина с детёнышемЧереп детёныша. Голова взрослых более длинная, а клыки заметно крупнее

Когда стадо бабуинов уходит в полдень на отдых, родственники, как правило, собираются вокруг старшей самки, чтобы отдохнуть и заняться грумингом — обыскиванием шерсти партнера (или собственной), связанное с выражением дружелюбного отношения или покровительства. По ночам члены одной семьи спят, тесно обнявшись друг с другом. Если кому-то из родственников угрожает опасность со стороны другого бабуина, все сразу бросаются на выручку. И хотя самки конкурируют между собой за пищу и положение в иерархии, серьёзные драки между ними крайне редки. Высокий статус особи соплеменники постоянно подтверждают определёнными жестами, выражающими покорность (например, гримасой страха или поднятым хвостом). Когда между самками всё же возникает конфликт, то позже они мирятся, ворча друг на друга.

Самец-новичок, пришедший в чужое стадо, должен встроиться в сложную систему родственных и дружеских взаимоотношений в незнакомой ему семейной группе. Обычно он начинает с налаживания отношений со взрослой самкой, не выхаживающей в это время детёныша. Он повсюду следует за ней, чмокая губами, нежно ворча и строя гримасы. Это же происходит всякий раз, когда взгляд самки падает на него. Если самка благосклонна, она может позволить ему почесать себя. Спустя несколько месяцев самец может рассчитывать на прочные взаимоотношения с этой самкой. Впоследствии такие отношения послужат ему чем-то вроде «визитной карточки» для установления отношений с её друзьями и родственниками.

У бабуинов наблюдается инфантицид, которым занимаются самцы-новички. Индивидуальные черты являются важным фактором при создании пар. Некоторые пары проводят очень много времени вместе, но не дотрагиваются друг до друга. Другие часто вычесывают друг друга, обнимаются, когда встречаются, и спят, прижавшись друг к другу. Пары меняются с течением времени. Некоторые распадаются из-за того, что самка в процессе полового общения с другими самцами начинает приобретать лидерство в группе. Самец же по мере роста его статуса в стаде покидает подругу юности ради новых отношений с влиятельной самкой. Но многие союзы существуют годами. Раненым животным помощь не оказывается. Вожаки зорко следят за малейшей опасностью, охраняя покой стада. Выражают волнение перед грозой или ливнем.

К бабуинам часто присоединяются стада копытных, так как обезьяны благодаря цветовому зрению могут вовремя заметить хищника. В свою очередь, самцы бабуинов иногда охотятся на детёнышей антилоп.

Размножение

Отношения между самцом и самкой не всегда превращаются в половые. Самки спариваются с разными самцами, но большую часть своей взрослой жизни они проводят, или вынашивая детенышей, или выхаживая их.

Перед овуляцией у самок бабуинов появляется припухлость вульвы. Эта припухлость увеличивается в размерах в течение первой фазы менструального цикла и спадает после овуляции. И самцы обычно не пытаются спариваться, пока у самки не появится этот признак. Припухлости увеличиваются в размерах от цикла к циклу, поэтому у самок, живущих в неволе и не рожающих регулярно, припухлость может достичь 10-15 % от массы тела.

В природе взрослые самки обычно беременеют после 1-2 менструальных циклов. Изменения в организме самки во время беременности ещё более заметны, чем во время овуляции. Так, голая кожа над седалищем теряет чёрную пигментацию и становится ярко-красной.

Новорожденный бабуин покрыт коротким чёрным бархатистым мехом, который контрастирует с жёлто-серой шерстью взрослых животных.

Пока детеныш не покроется шерстью, на нём сосредоточено всё внимание остальных членов группы. Взрослые обезьяны часто рассматривают гениталии новорожденного, чтобы узнать его пол для выбора подходящей формы общения. В популяциях саванных бабуинов на долю доминирующего самца приходится до 80 % всех спариваний.

БАБУИН, ИЛИ ЖЁЛТЫЙ ПАВИАН (Papio cynocephalus)

Ранним дождливым утром группа туристов из России ехала в национальный парк Нгоронгоро – одну из танзанийских природных сокровищниц. Проселочные дороги, по которым группа выбиралась из глухих окрестностей озера Эяси, размыло так, что они стали похожи на красные глиняные реки. Проехать по такой дороге мог только местный танк – старенький, но очень проходимый Лэнд Ровер – гордость своего владельца, молодого чернокожего красавца по имени Дизи. Глина летела из-под колес, брызгая и стекая по крыше, капоту и стеклам. Пришлось закрыть откидывающуюся крышу. В салоне стало душно.
Мучения наши закончились, когда джип выехал, наконец, на асфальтированное шоссе. Таких дорог и в Москве-то днем с огнем не сыщешь, каково же было наше удивление, когда такую дорогу мы обнаружили в глухой африканской провинции! В деревеньке на обочине дороги у одной из местных хозяек купили горячих промасленных чапати, завернутых в бумагу и жизнь автоматически наладилась. До самого входа в Нгоронгоро поехали с комфортом. Надо сказать, что неожиданное появление здесь такой прекрасной дороги связано исключительно с тем, что дорога вела к главному входу в этот знаменитый национальный парк.
Вход в Нгоронгоро с дороги мы завидели издалека. Огромная каменная арка с воротами и пристройками – новодел, равно как и ведущее к арке шоссе. Со всех сторон вход в национальный парк окружают густые деревья влажного тропического леса, увитые эпифитами. Именно здесь нам довелось увидеть самое большое скопление белых за все наше пребывание в Африке, не считая, конечно, аэропортов. Европейцы едут в Танзанию по проторенному маршруту – Нгоронгоро, Серенгети, Килиманджаро, Занзибар. Я жевала лепешку чапати и внимательно прислушивалась к оживленному разговору двух пожилых немцев, когда мое утреннее спокойствие было прервано криком:
— Осторожно! Бабун!
Я обернулась и успела увидеть, как быстрыми прыжками, пользуясь всеми четырьмя лапами, от меня улепетывает довольно мерзкого вида обезьяна. Шерсть ее – слипшаяся после дождя, грязно-желтоватого цвета, голова похожа на собачью, довольно внушительные клыки торчали из вытянутой пасти. Хвост трубой, а под хвостом – мама дорогая! – огромная мозолистая красная лысина размером с две ладони. Обезьяну спугнул крик нашего красивого чернокожего водителя, зверь явно нацеливался на мою обалденную свежую чапати. Мне, можно сказать, повезло.

Бабуины в Нгоронгоро, да и в других национальных парках Танзании, далеко от цивилизации не отходят. Сердобольные туристы, несмотря на строжайший запрет и угрозу крупного штрафа, подкармливают обезьянок. Те привыкли, и довольно крупными стаями – несколько десятков особей — обитают прямо возле входа в популярный заповедник.

Бабуинов называют еще желтыми павианами, принадлежат они к роду настоящих павианов семейства мартышковых. Размер взрослого бабуина – около 75 сантиметров от носа до хвоста, длина самого хвоста – около 60 сантиметров. Название – желтый павиан – бабуины получили за необычный цвет шерсти, серый с желтым отливом. Еще одно название – собакоголовая обезьяна – бабуин получил за вытянутую форму черепа.
Эти характерные, выразительные и вездесущие животные привыкли жить в социуме. Развитые отношения в стае привели к тому, что и людей бабуины не боятся, к людям быстро привыкают. Туристы при входе в Нгоронгоро для этих бродячих попрошаек – ходячая кормушка. Кто банан кинет, кто лепешкой угостит. Не угостит – можно и стащить. Причем за палец цапнуть павиан может довольно ощутимо.
Тряских туристических джипов обезьяны не боятся, но прекрасно понимают: надо посторониться. Сторонятся неохотно, сердито оглядываются и отходят с демонстративной неспешностью.
Среди многочисленной стаи замечаешь немало малышей: большая часть их вцепилась в мамкину шерсть на животе и приклеилась, как банный лист. Довольно уродливые, но забавные создания. Причем с такой ношей взрослая самка способна ловко лазать по деревьям и, в случае чего, вмиг взлетать на самую высокую ветку. Малыши постарше бегают между взрослых обезьян и играют, в процессе забав познавая мир и обучаясь необходимым всем обезьянам навыкам. Выживают всего только две трети молодняка – самые сильные смелые и ловкие детеныши. Одна очень трогательная особенность бабуинов – в случае гибели малыша, самка в течение нескольких дней носит бездыханное тельце на руках, не в силах расстаться со своим чадом. Умудренным опытом взрослым выжить легче, средние годы жизни желтого павиана – 35-40 лет.
Едят бабуины практически все: этим пищеварительный тракт бабуина схож с человеческим. Трава, коренья, плоды и ягоды, мыши и ящерицы, птичьи яйца, улитки и насекомые – бабуины могут приспособиться к любой среде обитания и любому корму.
Бабуины не голодают. Главная их забота — самим не стать чьим-нибудь обедом. Все не прочь закусить обезьянкой: леопарды, гепарды, шакалы, гиены, орлы, даже львы при случае не побрезгуют. Безопасность стаи обеспечивает бдительный часовой и особая «бабунская» тактика защиты. Когда стаю ждет опасность, бабуины разбегаются в разные стороны, чтобы у охотника возникла проблема выбора. За те две секунды, пока «опасность» будет решать, кого из разбежавшихся обезьян записать в потенциальный обед, бабунов уже и след простыл!
Залог выживания стаи – строгая дисциплина и сплоченность. Гарантом безопасности выступает в стае самый главный бабуин – здоровенный, сильный Альфа-Самец. Именно ему принадлежит самый лакомый кусок, абсолютно все самки (вроде гарема), именно он управляет своим «государством». Самец поддерживает строгую иерархию стае, в период течки он один имеет право оплодотворить всех самок стаи, а того, кто покусится на еду, пока Альфа-Самец голоден, он прилюдно, то есть «приобезьянно» наказывает.
Единственный идиллический момент в жизни бабуинов – взаимный грумминг. Процесс этот сродни человеческим поцелуям – апогей нежности и трепетного обожания. Обезьяны подолгу сидят на своих мощных седалищных мозолях и выбирают из шерсти друг у друга пыль и насекомых.

Африканские крестьяне к бабуинам питают настоящую ненависть. Обезьяны эти нередко устраивают набеги на посевные поля. Причем сообразительности наглецам не занимать: в случае опасности специально выставленный дозорный предупреждает стаю особым звуком. Если опасность принадлежит мужскому полу и имеет огнестрельную железную палку в руке, бабуины врассыпную разбегаются. Если опасность – женщина, воришки не только не пытаются убежать, но преспокойно продолжают трапезу, еще и напасть могут.
Собак бабуины не боятся – порвать в клочья эту довольно ограниченную негибкую зубастую тварь бабуину – раз плюнуть. Обезьяна превосходит собаку сразу в двух позициях: обезьяна ловчей, обезьяна умней.
Бабуин с легкостью может залезть в открытую палатку, джип или дом, чтобы своровать еду. Сообразительность, скорость, ловкость, острые зубы и многочисленность стаи – залог комфортного существования. Особенность бабуинов – приспособиться практически к любому образу жизни. В неволе, к примеру, бабуины быстро приручаются и остаются преданными своему хозяину.

За ум, ловкость и повадки, схожие с человеческими, многие народы обожествляли бабуинов, рисовали богов в виде этой собакоголовой обезьяны. Например, в Египте бабуин считался предвестником рассвета и изображался с поднятыми руками, что символизирует мудрость, салютующую восходящему солнцу.
Что ж, по поводу мудрости не знаю, мудрость предполагает умение анализировать свои поступки и извлекать из них выводы. Но моральные качества характера и кое-какие чувства у бабуинов, безусловно, присутствуют, наравне с повышенным IQ.
Дэйзи Черри
Научная классификация
Царство: Животные
Тип: Позвоночные
Класс: Млекопитающие
Отряд: Приматы
Семейство: Мартышковые
Род: Павианы
Вид: Бабуин



Бабуины известны как интеллектуальные обезьяны, которые по сообразительности и стремлению к социальной жизни могут посоревноваться с шимпанзе. С людьми они также общаются очень активно, и никогда не живут поодиночке. Группы бабуинов состоят из 50-80 животных, которых возглавляет самец. Узнать бабуина легко: он ходит на всех лапах, а свой длинный хвост держит вверх под углом. Обитают бабуины на севере и востоке Африки, в саванах и степных районах, изредка встречаются и в горах, если неподалеку есть водоемы и подходящие места для безопасных ночевок. Бабуины часто посещают маисовые и просяные поля, и не боятся близости людей.

Поведение бабуина

У бабуинов очень высоко развиты социальные взаимоотношения, поодиночке они не живут никогда. Группы насчитывают от 50 до 80 животных, которые вместе путешествуют, едят и спят. При этом ярко проявляется иерархия. Доминирующими в группе являются взрослые самцы. Их несколько и они руководят стадом в течение многих лет, помогая друг другу. Они следят за порядком и оповещают всех о приближении любой опасности. Молодые самки всегда остаются в родной группе, так как очень привязаны к матерям, а вот самцы по достижении половой зрелости обычно свои семьи покидают. Ссоры между самками в стаде происходят очень редко.

В полдень бабуины всегда отдыхают, собираются около старшей самки, и занимаются грумингом – обыскивают шерсть партнеров, что служит выражению дружелюбных отношений и покровительства. Ночью обезьяны спят, тесно обнимаясь друг с другом. В случае опасности члены одного стада сразу же приходят друг другу на помощь, но вот раненным собратьям помощи они не оказывают.

Когда молодые самцы приходят в чужие стада, то им приходится подстраиваться под уже существующие там отношения. В первую очередь они налаживают контакты со взрослыми самками, у которых нет детенышей. Самцы следуют за ними, чмокают губами, нежно ворчат и строят гримасы стоит только самке посмотреть в их сторону. Самки изредка позволяют себя почесать. Так постепенно формируются прочные взаимоотношения в парах. Пары бабуинов часто много времени проводят вместе, вычесывают шерсть друг друга, обнимаются. Но они не формируются на всю жизнь, хотя и существуют на продолжении долгих лет. Такие союзы могут распадаться по мере того как меняется социальная роль самца или самки в группе.

Рядом с бабуинами часто живут стада копытных, ориентируясь по ним в приближении хищников. Самцы бабуинов могут нападать на детёнышей антилопы.

Описание и особенности

Свое начало род бабуинов берет от павианов. Это – еще один вид обезьян, широко распространенный в Африке. Их отличительные черты – вытянутая морда и особая форма черепа. Ученые называют их собакоголовыми приматами. Бабуин на фото имеет шерсть желтоватого оттенка с элементами коричневого.

За такой окрас его прозвали также желтым павианам. Это самый распространённый цвет шерсти у обезьян. Длина тела животного составляет 75 см. Отдельно хвост – 60 см. Вес взрослой особи – 7-10 кг. Этот вид обезьян очень проворный, шустрый и ловкий, хоть и выглядит неуклюжим.

Бабуин – очень общительное животное. Никогда не ведет одинокий образ жизни. В стае всегда около 50-80 особей. Командует группой обычно несколько сильных самцов и самок. Так самцы иногда решают покинуть свою стаю и найти другую.

Для этого сначала необходимо завоевать авторитет у своей группы, защищая старых особей и маленьких детей. После того, как примат будет признан среди её членов, он имеет право найти новую семью. В основном стая состоит из восьми самцов и нескольких десятков самок, а остальное количество – это их дети разных возрастов.

Новый самец, который пришел в чужую стаю, должен для начала понять всю систему дружеских и семейных отношений, которые там сложились. Для этого он начинает коммуницировать с одной из самок, которая в этот период не вынашивает ребенка. Он постоянно бегает за ней, защищает, спит рядом, обнимает.

Если самка начинает на него смотреть – он корчит рожи и начинает странно двигаться. Это чем-то напоминает брачные танцы. Когда самка решает сойтись с новеньким самцом, она разрешает почистить свою шерсть.

Это означает, что теперь они пара. Другими словами, она становится для него «ключом» или «пропуском» в новую стаю, так как теперь самец начинает знакомиться с ее родственниками и друзьями, постепенно становясь частью новой семьи.

Обезьяны ходят на четырех ногах и держат свой хвост под углом 45-90 градусов к туловищу. Когда они передвигаются в стае, их хвост поднят максимально вверх. Так они предупреждают другие группы приматов о своем приближении.

С людьми легко контактируют, а также воруют и попрошайничают при любой возможности. Если животное видит, что общение с человеком становится опасным, оно просто решает убежать, а не вступать в драку. Также бабуина достаточно легко приручить.

Став домашним, он больше никогда не подумает о бегстве, станет лучшим другом и отличным питомцем. Древние египтяне считали великой роскошью иметь в своем доме такого примата. А Гамадрил бабуин считался божеством и обоготворялся египтянами под прозвищем Баби.

Это очень сильные звери и справиться с ними может не каждый хищник. Бабуины могут противостоять льву, тигру, гепарду, шакалам и гиенам. Их тактика – выстроиться в одну линию, закрывая детей, и показав свои клыки, начать противостояние.

Образ жизни и среда обитания

Обычные желтые бабуины живут в Средней и Восточной Африке. Им нравится теплый климат, степи и саванны. В лесах их также можно встретить довольно часто. Они любят на ночь скрываться на деревьях, обеспечивая себе нормальную, спокойную ночь.

В горах обезьяны любят находиться меньше всего, хотя некоторые виды можно встретить и там. Если они найдут себе хороший водопой, могут приспособиться практически к любым условиям. Они также любят поселки и дома, созданные человеком, сельскохозяйственные угодья, поля, огороды. Часто совершают набеги и воруют много еды.

Бабуины, как говорилось ранее, живут стаями. Они очень общительные, поэтому существовать в одиночку для них – наказание. Кстати, именно изгнание из стаи является позором и смертной мукой для таких животных. Семья для них – это все. Они вместе питаются, охотятся, защищаются, растят своих детенышей, передвигаются. Даже, если одной из обезьян захотелось уйти, за ней идет вся стая.

Очень часто в группе бабуинов наблюдается, так называемый инфантицид. Другими словами, это когда пары животных распадаются по тем или иным причинам. Это временное общение, которое обычно выгодно самцам-новичкам. Они знакомятся с самкой, за счет нее вливаются в колонию, а дальше, получив авторитет, могут уйти от своей избранницы к другой.

Но есть и те пары, которые живут совместно годами. Одни могут быть постоянно вместе, но даже не прикасаться друг к другу. А другие могут постоянно обниматься, спать вместе, но при этом иметь несколько партнеров, то есть быть полигамными.

Живут бабуины на достаточно обширной территории. Площадь размещения одного стада составляет от 13-ти до 20-ти квадратных километров. Но это не четко установленные границы. Они могут изменяться, варьироваться и совмещаться с другими родами.

Например, довольно частое явление – совмещение нескольких стай в одну. Причина этому — один водопой. Обезьяны делят место с соседями, объединяя свою территорию, пока одна из них не решит уйти.

Перемещение стада происходит в виде колонии. Сзади идут самые сильные представители рода, не обязательно те, которые управляют им, в центре – самки с маленькими детенышами, вокруг них особи среднего возраста и постарше. По бокам идут самцы, а спереди – главная пара, указывающая путь и предупреждающая об опасности.

При появлении врага, стая переформировывается в защитную колонию. Это означает, что самые сильные самцы идут вперед, остальные – назад, самки по бокам, а дети в центре, под надежной защитой взрослых. При нападении врагов, самцы выстраиваются в одну сплошную линию, а самки с детьми разбегаются в разные стороны, дезориентирую противника. Он не понимает, за кем бежать.

Если при побеге один из стаи оказывается раненым, его оставляют. Он ничем не может помочь стае, а она ему. В одиночку приматы не выживают, поэтому если его ранили, то это означает только неминуемую смерть. Ученые говорят, что бабуинов спасает только их организованность и сплоченность.

Также, чтобы обезопасить себя и свою стаю, приматы хорошо взаимодействуют с антилопами и другими парнокопытными, так как те обладают тонким чутьем, поэтому за несколько километров чуют хищника. Если они убегают, стая начинает готовиться к побегу или защите.

Или если же бабуины сильно кричат, антилопы чуют опасность и начинают спасаться. Это не первый пример взаимодействия желтых павианов с другими животными, которые обладают острыми ощущениями: обонянием, зрением с хорошим слухом.

Днем, когда стадо в безопасности, все поели, сходили на водопой и могут отдохнуть, начинается главное занятие бабуинов – очистка шерсти от паразитов. Тут уже можно заметить авторитет некоторых особей среди стаи.

Если главный самец, глава группы, решил отдохнуть, к нему сразу прибегают несколько самок и начинают очищать его шерсть от паразитов. Следующие на очереди главные «жёны» и их дети. Остальные очищаются последними, помогая друг другу.

Такие процедуры не только скрашивают досуг животных, но и очень полезны как профилактика от болезней и нежеланных вредителей на теле. Расчесывание шерсти пальцами, перебирание волосинок, очистка от грязи и другие подобные процедуры доставляют огромное удовольствие обезьянам. Иногда можно заметить, как в процессе они закрывают глаза, а некоторые даже засыпают.

Чтобы безопасно переночевать, стая взбирается на верхушки высоких деревьев, дабы отгородить себя от змей, птиц и других хищников, которые охотятся на ночных животных. Спят они в обнимку друг с другом, согревая себя теплом партнера. Как только наступает рассвет, павианы спускаются с деревьев и продолжают свой путь.

Бабуины всегда дружелюбны и верны. Если одному из них угрожает опасность со стороны стаи, все сразу бегут чтобы разобраться и спасти животное. Часто такие драки происходят между самками. Они борются за пищу, а также за авторитет в стае. Дети – это главная ценность семейства. Они всегда вместе со взрослыми, постепенно улучшая свои навыки выживания.

Самые младшие перемещаются, держась за шерсть матери. Самки с детьми очень ловкие, быстро могут убежать или прыгать по деревьям в случае опасности. При нападении хищников их защищают в первую очередь и пропускают вперед, давая возможность спастись. Если в стае начинаются конфликты, никто не имеет права нападать на того, кто держит малыша.

Размножение и продолжительность жизни

Как говорилось ранее, отношения у пар бабуинов могут быть разными. У одних особей есть другие партнеры, а некоторые всегда вместе, но не вступают в половую связь. По этой причине распадается второй вид пар – самка начинает половую связь с другими самцами, поднимая свой авторитет и, получая лидерство в стае, уходит от своего избранника.

Физическая готовность самки видна сразу – это ее яркий красный цвет попы и появление припухлостей в интимных местах, (это не распространяется на такие виды: красный бабуин и гамадрила). У самок, которые еще ни разу не рожали, эти припухлости очень заметны, могут достигать до 15-20 процентов от массы всего тела.

Самцам легко выбрать себе самку. У главы стаи есть право спариваться с кем угодно, у лидеров также есть право спариваться с 80-тью процентами всех самок. Некоторые пары, приблизительно 10-15 процентов от группы, живут вместе годами.

Также частой проблемой является уход молодых самцов из стаи, чтобы найти новую семью, стать там лидером и начать отношения с авторитетной самкой .

Детеныш бабуина, который только появился на свет, имеет черный окрас шерсти. Спустя несколько недель она постепенно начинает светлеть, и становится такого же окраса, как у родителей. Дети постоянно под присмотром и заботой взрослых, а также братьев и сестер.

Новорожденные часто не выживают. Самки после смерти дитя еще несколько дней ходят с ними, так как не хотят расставаться, не веря в их смерть.

Эти животные могут неплохо жить в зоопарках. Их средняя продолжительность жизни в дикой среде обитания – 35-40 лет. Если есть хороший уход, питание и забота, бабуины могут прожить до 50-ти лет. Их часто можно встретить в зоопарках, так как они дружелюбные и любят общение с людьми.